К чему может привести повышение тарифов на транзит нефти через Беларусь?

© AP Photo / SVEN KAESTNERРабочие на насосной станции в конце нефтепровода "Дружба", Германия, архивное фото
Рабочие на насосной станции в конце нефтепровода Дружба, Германия, архивное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 05.06.2023
Подписаться
Эксперты объяснили, как нововведения могут отразиться на маршрутах поставок углеводородов
АСТАНА, 5 июн - Sputnik, Михаил Воробьев. В минувший четверг в белорусской компании "Гомельтранснефть Дружба" сообщили о выдвинутом российской "Транснефти" предложении существенно повысить стоимость транзита нефти через Беларусь по нефтепроводу "Дружба" – на 84%.
О причинах появления такой инициативы и возможных последствиях в случае ее реализации Sputnik узнал у экспертов.

Тренд на рост тарифов

"Дружба" идет по территориям России и Беларуси до города Мозырь, после чего разветвляется на два участка: северный идет в направлении Польши и Германии, а южный – через Украину в Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию.
Поскольку немецкие потребители отказались от закупок "черного золота" в России, а Москва (из-за окончания срока действия одного контракта и отсутствия оплаты по другому) прекратила поставки в Польшу, российская нефть по "Дружбе" сейчас направляется только по южной ветке. По северной же идет нефть из Казахстана.
Увеличение цены транзита, согласно официальному заявлению компании "Гомельтранснефть Дружба", может коснуться обеих веток. В направлении Польши и Германии стоимость планируется повысить с 0,91 до 1,67 доллара за 100 тонно-километров, в направлении Украины – с 1,14 до 2,09 доллара.
При этом гендиректор "Гомельтранснефть Дружбы" Олег Борисенко подчеркнул, что предлагаемые тарифы конкурентоспособны и все равно будут ниже тех, что устанавливаются операторами Украины и Казахстана.
Напомним, с 1 января этого года "Укртранснафта" увеличила тариф на транспортировку нефти в направлении Венгрии и Словакии с 1,8 до 2,1 доллара за 100 тонно-километров, а также запланировала двухэтапное повышение данного тарифа текущим летом: с 1 июня тариф повысился до 2,65 доллара, а с 1 августа вырастет до 3,3 доллара.
"Казтрансойл" с 1 июля также увеличит тариф за услугу по перекачке нефти по магистральным нефтепроводам в целях экспорта за пределы Казахстана с 1,97 до 2,27 доллара.

Компенсация выпадающих доходов

Предлагая повышение тарифов, белорусская сторона исходит из того, что есть реальное основание для роста тарифа, а именно – существенное сокращение объема прокачки по северной ветке, рассказал корреспонденту Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
"Но они понимают, что если все эти возросшие затраты переложить только на северную ветку, то надо тариф очень сильно поднять, и тогда будет вообще невыгодно качать по северной ветке казахстанскую нефть на немецкие нефтеперерабатывающие заводы", – пояснил Юшков.
Предложение "Гомельтранснефть Дружбы" связано с прекращением поставок российской нефти по северной ветке нефтепровода, из-за чего снижается объем доходов белорусской стороны, соглашается научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
"Если увеличится стоимость транспортировки – а рост на 84% это очень весомо – то, возможно, часть потерь белорусского бюджета будет компенсирована", – сказал он.

Риски для Беларуси

Одним из рисков при реализации данной инициативы является то, что нефть, поступающая в Венгрию, Чехию и Словакию по "Дружбе", может потерять определенную долю ценовой привлекательности для этих стран в сравнении с альтернативными способами поставок "черного золота", считает Станислав Митрахович.
Как в беседе с агентством Sputnik отметил замруководителя экономического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев, в какой-то момент Беларусь, стремясь компенсировать снижение тарифной выручки, может в принципе потерять этот транзит, а российские экспортеры – перенаправить свою нефть в отечественные черноморские и балтийские порты.
"А затем и вовсе начать экспортировать ее в Индию, Китай и Турцию, просто потому что это может оказаться более выгодно", – сказал он.
Если в ближайшие 5-7 лет не произойдет возврата к уровням прокачки 2021 года, то рациональной стратегией для белорусской компании является рассмотрение вопроса о консервации части транспортных мощностей, и, соответственно, сокращении расходов на их обслуживание, добавил он.

Будущее казахстанской нефти в Европе

Прибыль, которую в случае повышения тарифов получит "Гомельтранснефть Дружба" от транзита казахстанской нефти, будет несущественной, считает Митрахович.
"Там в любом случае объемы небольшие, которые вряд ли что-то решают. Примерно двадцатая часть от того, что Россия раньше поставляла по северной ветке "Дружбы", – пояснил эксперт.
Устроят ли новые условия казахстанскую сторону – также большой вопрос, отмечает эксперт.
"Зависит от того, как у них сконфигурированы контракты с покупателями", – сказал он.
При этом Станислав Митрахович усомнился в возможности отказа казахстанского поставщика нефти от белорусского транзита, поскольку в случае доставки топлива по Балтийскому морю возникает ряд других проблем.
"Есть ограничение на прием этой нефти в Польше и Германии. В Польше есть порт Гданьск, но он не резиновый. А в Германии есть порт Росток – он вообще небольшой. Туда крупные танкеры даже заходить не могут", – пояснил он.
Именно поэтому, по словам эксперта, немцы и были заинтересованы в частичном продолжении функционирования "Дружбы".
Резервуар одного из объектов компании Транснефть - Sputnik Казахстан, 1920, 16.05.2023
Казахстан на 150% увеличил экспорт нефти в Германию за апрель
Лента новостей
0