Глава Лиги потребителей: система защиты прав в Казахстане - лучшая в СНГ

© Sputnik / Санат ИмангалиевПресс-конференция по вопросам защиты прав потребителей
Пресс-конференция по вопросам защиты прав потребителей - Sputnik Казахстан, 1920, 14.02.2024
Подписаться
Другое дело, что есть проблемы
АСТАНА, 14 февраля - Sputnik. В ходе пресс-конференции, которая прошла на площадке Sputnik Казахстан, председатель правления "Национальной Лиги потребителей Казахстана" Светлана Романовская подчеркнула, что система защиты прав потребителей в Казахстане является лучшей на постсоветском пространстве.

"Consumer International проверяли вообще понятность, устойчивость систем защиты прав потребителей, нормативно-правовую базу. Они пришли к выводу, что она у нас лучшая в СНГ", - отметила спикер.

Другое дело, что есть проблемы, которые мы поднимаем, добавила она.

Число жалоб и обращений растет

В республике число обращений из года в год растет. Если предыдущие годы отмечался рост в 20%, то за прошлый год их число выросло на 70% и составило порядка 51 тысячи.
Это связано, по словам заместителя председателя комитета по защите прав потребителей Булата Танабергенова, с ростом как числа нарушений, так и повышения уровня грамотности самих потребителей.

"Из 51 тысячи обращений порядка 37% - это розничная торговля, то есть обмен и возврат товара", - отметил он.

Порядка 15% занимает электронная торговля. Если сравнить с 2022 годом, то число обращений выросло в 3 раза.
Далее идут бытовые услуги – порядка 13%. Услуги ЖКХ – 9% и услуги связи – более 4%", - привел статистику представитель госоргана.
По данным спикера, из общего числа обращений в 38% случаев были удовлетворены требования потребителей. Порядка 17% направлены по компетенции в другие госорганы. В целом потребителям было возвращено чуть более 1 миллиарда тенге.
"По итогам 2023 года порядка 700 проверок было проведено. В отношении недобросовестных предпринимателей наложено порядка 5 миллионов тенге штрафа. Почему такая маленькая сумма, потому что в первую очередь выносится предупреждение", - сообщил Булат Танабергенов.

Можно ли изменить ситуацию

Чтобы изменить ситуацию, в кодекс об административных правонарушениях вносятся изменения. В частности, об ужесточении наказания в отношении нарушителя и наложения штрафа уже без предупреждения. Кроме того, планируется передать статью об обмере, обмане и обвесе потребителей из ведения МВД в министерство торговли и интеграции.
В мажилисе сейчас рассматривают поправки в законопроект о защите прав потребителей. Документом упрощает процедуры взыскания потребителем с продавца возврата денег за некачественный товар, расширяет сферу прав потребителей и ответственности субъектов предпринимательства, в том числе электронных платформ, а также введение института омбудсмена.
Светлана Романовская считает, что омбудсмена должен назначать президент, а не министерство торговли и интеграции. Потому при существующем порядке возникает конфликт интересов - с одной стороны, ведомство должно поддерживать и развивать МСБ, а с другой - защищать права потребителей.

"Для нас важно сейчас, чтобы у нас были четкие правила, которые понимали и предприниматели, и потребители. Чтобы была граница этих прав и понимание того, когда нарушают", - подчеркнула она.

Например, по нынешнему законодательству потребитель имеет право на досудебную экспертизу товаров, работ и услуг за счет предпринимателей. Но при этом в Административном кодексе ответственности за это нет. Поэтому предприниматели ничего подобного не делают, добавила Романовская.
Она считает, что госорганы должны отстаивать интересы потребителей, потому что являются слабой стороной по договору.
© Sputnik / Санат ИмангалиевРомановская Светлана Юрьевна, председатель правления "Национальной Лиги потребителей Казахстана"
Романовская Светлана Юрьевна, председатель правления Национальной Лиги потребителей Казахстана - Sputnik Казахстан, 1920, 14.02.2024
Романовская Светлана Юрьевна, председатель правления "Национальной Лиги потребителей Казахстана"
По ее словам, даже в республиканском общественном совете по защите прав потребителей при министерстве торговли и интеграции голос их организации не всегда учитывается.
Этот совет не должен утверждаться министерством торговли и интеграции, это должна быть открытая площадка, где все могут вносить свои предложения, считает она.

"Сейчас с нами, как кошка с мышками играют. Вроде как нас выслушают, но не слышат. Потому что есть у предпринимателей есть партия "Акжол", другие структуры, которые отстаивают их права", - добавляет спикер.

Вместе с тем, она согласна с инициативой госоргана по усилению ответственности владельцев электронных торговых платформ. Согласно нововведениям, их обяжут тщательно отбирать продавцов, прежде чем допустить их на свой маркетплейс.

Запретить продажу в соцсетях

"Я хочу обратиться к госорганам, от которых это зависит – нам надо запретить продажу в соцсетях, потому что мы не можем найти предпринимателя, которые продают некачественный товар. Они просто блокируют людей, которые начинают жаловаться, и никто их найти не может", - добавила Светлана Романовская.
Она также отметила, что ожидает роста числа жалоб после 4-летнего моратория на проверку МСБ. По ее словам, казахстанский рынок заполонили подделки и товары низкого качества.
"Мы знаем доподлинно, что около 70% детских игрушек ввозится в Казахстан нелегитимно. Далеко ходить не надо, можно просто выйти на барахолку и все там понять", - говорит спикер.
По ее словам, есть и другие вопросы, где могут нарушаться наши права.
© Sputnik / Санат ИмангалиевПресс-конференция по вопросам защиты прав потребителей
Пресс-конференция по вопросам защиты прав потребителей - Sputnik Казахстан, 1920, 14.02.2024
Пресс-конференция по вопросам защиты прав потребителей
"Вот СЭС говорит, что в прошлом году не было отравлений едой. Но мы знаем, сколько было отравлений в бассейнах детей водой, то есть каково качество этой воды. Посмотрите на детские площадки – насколько они безопасны. Детские сады – не лицензируемый, не сертифицируемый вид деятельности. Мы вообще не знаем, что там делают с нашими детьми", - резюмирует глава национальной лиги потребителей.
Поэтому необходимо повышать грамотность самих потребителей. В ВУЗах 11 регионов сейчас проводятся курсы для студентов, где их обучают основам прав потребителей. В планах наладить подобную работу и в оставшихся областях.
На пленарном заседании мажилиса  - Sputnik Казахстан, 1920, 31.01.2024
В ЕАЭС разработают единую программу по защите прав потребителей
Лента новостей
0