Келинка тоже человек - 2

"Келинка тоже человек-2": повторит ли Асель Садвакасова свой первый успех

4182
(обновлено 14:00 22.01.2019)
Ставшие за последние годы постоянными соавторами Асель Садвакасова и Аскар Узабаев выпустили продолжение своего хита двухлетней давности – "Келинка тоже человек 2". Как и большинство сиквелов, он значительно уступает первому фильму, и третий лучше даже не пробовать снимать. Если, конечно, не появятся, наконец, новые идеи

Тандем Садвакасова – Узабаев самоустранился из новогодней гонки, предоставив возможность Нуртасу Адамбаю ("Кудалар") и Нурлану Коянбаеву ("Бизнес по-казахски в Африке") биться за праздничную кассу друг с другом и российскими конкурентами. Забавно, что Адамбай опять со свадьбами и переодеваниями, Коянбаев опять с путешествиями и культурными особенностями, и только Садвакасова с Узабаевым про Новый год, но не в Новый год. Впрочем, теперь, глядя на данные кассовых сборов картины "Келинка тоже человек 2", это решение выглядит мудрым. Фильм просто не выжил бы в битве с "Кудалар" и "Бизнесом по-казахски в Африке". В том числе потому, что падение качества значительное, пусть и ожидаемое.

"" была прекрасным образчиком трагикомедии – умной, смешной и немножечко грустной. Продолжение шаблонно донельзя и спасают его только некоторые юмористические моменты.

По сюжету Айжан и Макс по-прежнему живут с родителями последнего – но теперь не в квартире, а в частном доме. Айжан на девятом месяце беременности и должна родить сразу после Старого Нового года, пока же вся семья готовится к встрече Нового года привычного и к утреннику в школе Жулдыз, мечтающей о встрече с . На фоне напряжённого окончания календарного года, беременности и бытовой неустроенности, Макс и Айжан часто ссорятся, чем, безусловно, расстраивают Жулдыз. И девочка пишет письмо Деду Морозу с просьбой сделать так, чтобы родители поняли, каково каждому из них находиться на своём месте. Желание исполняется – Макс и Айжан меняются телами.

Сериал Всемогущий
© Photo : кадр из сериала "Всемогущий"
Я скучно пересказал сюжет? Ну, что ж поделать – какой сюжет, такой и пересказ. Обмен телами – приём заезженный донельзя, и в первом фильме оригинальности ему придавало то, что происходил он между ене и келин, а Данагуль Темирсултанова и Асель Садвакасова составляли прекрасный дуэт. Обмен телами между мужем и женой?! Вряд ли сценаристы Аскар Узабаев и Аскар Бисембин, с которым Садвакасова начинала продюсерскую карьеру в кинематографе, могли придумать что-то банальнее. Впрочем, любую банальную идею можно "вытащить" исполнением. Но и оно примитивное и схематичное. "Ты меня не понимаешь!" — "А ты меня не понимаешь!". Потом муж, ставший женой, слегка погружается в домашние дела и отправляется на приём к выпивающему за Новый год гинекологу, а жена, ставшая мужем, познаёт, как это трудно – бухать с шефом и ходить по баням. И, конечно, супруги находят взаимопонимание.

Я спойлерю? Ну, во-первых, практически всё это есть в трейлере фильма, а, во-вторых, развитие сюжета предсказуемо до безобразия, и ни одного неожиданного поворота в нём нет. И, в общем, остаётся впечатление, что снята картина "Келинка тоже человек 2" с единственной целью – подзаработать на памяти о первом фильме и праздничном (пусть и с опозданием) настроении. Мотив логичный, но не делающий это кино хоть сколько-нибудь лучше.

"Келинка тоже человек 2" была бы совсем уж посредственным фильмом, если бы не юмористическая составляющая. Второй свежести, и всё-таки смешная. Львиную долю юмора на себе тащит, как обычно, , в качестве подкрепления которому выдан персонаж Еркена Губашева – шеф Макса. Тоже максимально шаблонный, но забавный, особенно в банной сцене выяснения отношений с Айжан в теле Макса. Правда, иногда чувство юмора Узабаева и Бисембина принимает странные формы. Например, в каком месте должно быть смешным исполнение на утреннике песни "Священная война" ребёнком в костюме Пьеро, ни я, ни другие зрители в зале так и не поняли.

Самое же обидное, что у Данияра Алшинова и так и не сложился дуэт – тот, что был у Садвакасовой и Темирсултановой в первом фильме. Нынешний обмен телами отыгран максимум на троечку с плюсом, причём у Асель передать мимику и интонации Данияра получилось гораздо лучше.

На троечку с плюсом – в том числе за счет появления Розы Рымбаевой, добавляющей теплоты происходящему на экране, — и фильм, в целом. Он слишком хорошо сделан, чтобы быть плохим, и слишком плохо придуман, чтобы быть хорошим. Проходное кино, которое, в отличие от оригинала, забудется очень быстро.

4182
Теги:
жена, муж, фильм, Данияр Алшинов, Асель Садвакасова, Роза Рымбаева, Абунасыр Сериков
Мурат Иргалиев на церемонии награждения лауреатов конкурса Жас канат

Уходящая эпоха "Жас каната" - Мурату Иргалиеву исполнилось бы 63

487
(обновлено 13:51 19.10.2020)
Сегодня создателю легендарного фестиваля "Азия Дауысы" Мурату Иргалиеву исполнилось бы шестьдесят три года

Мы познакомились в начале двухтысячных, когда другое его детище - самобытный и удивительный конкурс молодых исполнителей "Жас канат" только-только "переехал" в столицу. Каждый новый конкурс был борьбой - борьбой за вкус слушателей и музыкантов, борьбой за внимание зрителей, борьбой за финансирование и спонсорскую помощь, и борьбой за качество во всем - от костюмов и декораций до звездного состава жюри и безупречного "звучания" каждого из конкурсантов.

Как и многие другие, по счастливой случайности я оказалась внутри этого удивительного мира, наполненного позитивом и радостью, подчиненного жесткому распорядку и предусматривающему потрясающий творческий рост для всех - от осветителей и монтажеров до певцов и журналистов.

То, как организованы мероприятия под знаком "Азия Дауысы", неизменно вызывает восторг у всех участников, в том числе зарубежных звезд. За кулисами конкурсанты "Жас каната", "Азия Дауысы", а также международного конкурса казахской песни "Астана" не раз признавались, что такого продуманного графика работы и отдыха не встречали нигде в мире. Артисты восторгались тем, что организаторы предусматривали даже самые, казалось бы, незначительные вещи - например, национальные сувениры или предварительные встречи с гримерами. "Здесь мы почувствовали ненавязчивое и тактичное внимание организаторов", - делились иностранцы в кулуарах.

Основатель "Азия дауысы" Мурат Иргалиев скончался от коронавируса

Наверное, мне повезло: как тогдашний представитель пресс-центра конкурсов я услышала признание от редакторов известных в стране изданий о том, что они размещали у себя пресс-релизы с "Жас каната", "Азия Дауысы" и "Астаны" без изменений, "потому что все равно лучше не напишешь".

Признаюсь, эти лестные слова стали возможными потому, что команде Мурата Ажимовича все это время удавалось настраивать всех, кто оказывался внутри конкурсов, на единую творческую волну.

За кулисами всегда было видно, как конкурсанты и сотрудники штаба переживают за каждое выступление и радуются высоким баллам участников, как расстраиваются, когда кто-то должен оставить конкурсную "дистанцию", и как поддерживают друг друга. Да что там - я и сама, когда попадала на репетиции, очень волновалась за каждого жасканатовца. Причем так, что после некоторые спрашивали, не преподаю ли я вокал... Мои дети, можно сказать, выросли за кулисами этого музыкального конкурса, а младшая дочка даже оказалась счастливым талисманом для нескольких победителей.

Мурат Иргалиев и член ансамбля Дос-Мукасан Мурат Кусаинов
Мурат Иргалиев и член ансамбля "Дос-Мукасан" Мурат Кусаинов

Именно за это я люблю "Жас канат". Но никто и никогда не любил его так сильно, как Мурат Иргалиев. Даже после финансового кризиса 2008 года, даже когда обычные зрители "забыли" о "Жас канате", он с неизменной улыбкой заявлял: да, все верно - это не франшизные телешоу, чтобы показывать всю "подноготную", поэтому "хайпа" на "Жас канате" не поймаешь. Он был готов делать праздник даже для немногих зрителей. Но каждый из них - любитель хорошей музыки, причем отечественной, национальной.

Самобытный и неповторимый, "Жас канат" "зажег" большинство звезд казахстанской эстрады последних трех десятилетий. Говоря о конкурсе, Мурат Ажимович подчеркивал: это особое чувство, когда буквально у тебя в ладонях рождается звезда.

Каждым "выпускником" конкурса главный продюсер очень гордился. Хотя при встречах постоянно напоминал, как важно "вкладываться" в собственное развитие, не останавливаться и открывать в себе новое. Наверное, поэтому на юбилее конкурса в составе жюри были бывшие участники - Медеу Арынбаев, Маржан Арапбаева, Нурлан Абдулин, Мадина Садвакасова, Жанар Дугалова, Ерлан Кокеев и другие.

В последние годы, безусловно, самым ярким из "птенцов" стал Димаш Кудайберген. Двадцатипятилетний музыкант и исполнитель собирает аншлаги в крупнейших залах по всему миру, однако он вспоминал, что для него главный приз конкурса, "золотое крыло", был очень важным.

А Мурат Ажимович с удовольствием рассказывал о том, как Димаш добился своей победы - он с самого начала показал себя целеустремленным и дисциплинированным, искренним и открытым.

Впрочем, создатель "Жас каната" часами мог рассказывать о тех, кто выходил на сцену конкурса, о том, как ему нравится удивлять их и дарить им не минуту, а целую неделю славы - именно так работает жасканатовская магия.

За годы, когда в Астане проходил "Жас канат", изменилось почти все - юная столица в открытой степи полностью преобразилась, став современным мегаполисом со всеми его достоинствами и "болезнями роста", несколько раз менялось руководство "профильного" министерства, активно менялись градоначальники. Даже формат конкурса изменился - система туров, подсчета голосов, вместо симфонического оркестра на сцене звучали студийные записи...

Неизменными оставались обаятельная и открытая улыбка Мурата Ажимовича под козырьком очередной кепки и красота "живых" молодых голосов, которым еще только предстоит стать знаменитыми артистами...

В этом году "Жас канат" пока еще не отметил свой двадцать восьмой день рождения. И, к горькому сожалению, если праздник музыки и состоится, то уже без главного продюсера и создателя конкурса - увы, коварный коронавирус унес жизнь Мурата Иргалиева.

Он был романтиком и авантюристом в лучшем смысле этого слова. Он был открыт самым безумным идеям, которые блестяще претворял в жизнь. Он был дипломатом и журналистом, строгим руководителем, удивительным учителем и хорошим другом.

Он был создателем звезд и харизматичным лидером, собиравшим вокруг себя талантливых единомышленников и вдохновлявшим многие поколения молодых исполнителей и медийщиков.

Сегодня мы могли бы отмечать его шестьдесят третий день рождения. Но единственное, что мы можем - помнить.

487
Логотип Международного валютного фонда

МВФ придумал, как спасти мир: кому это угрожает нищетой

30
(обновлено 11:37 19.10.2020)
Судя по заявлениям главы МВФ, крупнейшая наднациональная финансовая организация хотела бы вернуться в 1944 год или как минимум повторить 1944-й под предлогом пандемии Covid-19.

За высокими словами руководства МВФ о необходимости помочь миру преодолеть экономические и гуманитарные последствия эпидемии, вероятно, скрывается нечто большее, а уж в гуманистические соображения лидеров финансовой структуры, чья репутация в развивающихся странах заслуженно находится в глубоком минусе, может поверить только крайне наивный человек, который никогда не видел, как очередные должники этой вашингтонской организации урезали социальные программы и продавали за бесценок государственные предприятия во имя выполнения "требований МВФ по оздоровлению экономики".

Надо отдать должное нашим американским оппонентам: все попытки стран, не входящих в элитно-неоколониальный клуб G7, перехватить контроль над МВФ пока не увенчались успехом, несмотря на то, что определенные подвижки в вопросе увеличения влияния Китая (или даже России) в процессе принятия решений внутри организации все-таки были зафиксированы. Но в целом главный кредитор развивающихся стран (а по сути — "главный Шейлок планеты") все еще ориентируется на продвижение той самой версии "глобализма", которую ни при каких обстоятельствах нельзя назвать справедливой.

Если в начале эпидемии Covid-19 западные СМИ и эксперты переживали за жизнь этой версии глобализма и опасались деглобализации, то сейчас "глобальный Шейлок" констатирует, что ему нужна еще одна Бреттон-Вудская конференция, то есть действующая (заложенная вместе с созданием самого фонда в 1944 году) схема глобализации стала главной жертвой эпидемии и пока труп еще не остыл, на мир нужно срочно спустить новую версию, с улучшенным имиджем, построенным на обещаниях не продвигать совсем людоедскую повестку.

В официальном обращении, формально приуроченному к вступлению в фонд Андорры, директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева объявила о том, что настал исторический момент:

"В то время как мы с нетерпением ждем возможности приветствовать Андорру в качестве нашего 190-го члена, работа МВФ является свидетельством ценностей сотрудничества и солидарности, на которых строится сестринство и братство человечества. Сегодня перед нами встает новый бреттон-вудский "момент". Пандемия, унесшая уже более миллиона жизней. Экономическая катастрофа, которая уменьшит мировую экономику на 4,4% в этом году и приведет к сокращению производства на 11 триллионов долларов к следующему году. И невыразимое человеческое отчаяние перед лицом огромных потрясений и растущей бедности впервые за десятилетия. И снова перед нами стоят две масштабные задачи: бороться с кризисом сегодня и строить лучшее завтра".

С тезисом о необходимости бороться с глобальным экономическим кризисом сегодня спорить не нужно, а вот с тезисом о том, что "лучшее завтра" для всего человечества выстроит МВФ, — можно и нужно, тем более что апелляция к опыту Бреттон-Вудской конференции 1944 года выглядит как что-то хорошее и убедительное только для вашингтонского чиновника. Стоит напомнить один апокрифический эпизод с той конференции, на которой 44 представителя разных стран подписали устав МВФ. Советские дипломаты, приглашенные на конференцию, покинули ее после ознакомления с предложенными правилами работы новорожденного глобального фонда-кредитора, заявив организаторам, что получившаяся структура будет просто "филиалом Уолл-стрит". Предсказание сбылось полностью, причем в таких формах, которые вряд ли могли предвидеть советские переговорщики.

Есть основания подозревать что эдакий "Бреттон-Вудс 2.0" будет работать в соответствии с теми же принципами. Например, директор-распорядитель МВФ на фоне эпидемии и экономической катастрофы, которая терзает развивающиеся страны, почему-то очень озабочена транспарентностью тех долгов, которые эти страны уже набрали. Для того чтобы понять реальную причину беспокойства, потребуются перевод с вашингтонско-бюрократического на русский и небольшой исторический экскурс.

Вот что предлагает МВФ сейчас:

"Мы должны двигаться к большей прозрачности долга и усилению координации кредиторов. Нас воодушевляют дискуссии "Двадцатки (G20)" по поводу "Общей основы урегулирования суверенного долга", а также наш призыв к улучшению архитектуры урегулирования суверенного долга, включая участие частного сектора. Мы вместе с нашими странами-членами поддерживаем их политику".

Вроде бы это "за все хорошее и против всего плохого", но так же как фраза "соблюдение мирового порядка, основанного на правилах" в устах американских дипломатов означает "Россия должна вернуть Крым", так и в этом случае кодовая формулировка "прозрачность долга" — это не про "прозрачность", а про Китай. В феврале японское экономические издание Quartz писало о борьбе МВФ и Всемирного банка с ростом китайского влияния в развивающихся странах:

"(МВФ и Всемирный банк. — Прим. ред.) также обеспокоены влиянием Китая, который, хотя и не является крупнейшим кредитором, стал чрезвычайно влиятельным источником капитала в африканских странах, у которых мало вариантов из-за слабых экономических параметров. Китай предлагает удобный пакет финансирования и (последующего. — Прим. ред.) сопровождения через свои государственные предприятия для столь необходимых инфраструктурных проектов по всему континенту. По словам президента Всемирного банка Дэвида Малпасса, проблема заключается в отсутствии прозрачности. "Одна из практических проблем, с которыми мы сейчас сталкиваемся, заключается в том, что некоторые из новых кредиторов не входят в Парижский клуб и поэтому, я думаю, когда мы говорим это, люди должны иногда подразумевать под этим Китай", — сказал Малпасс. "Они (китайские структуры. — Прим. авт.) увеличили объем кредитования, что в некотором смысле хорошо. Мы хотим больше кредитовать развивающиеся страны. Но часто в их контрактах есть пункт о неразглашении, который запрещает Всемирному банку или частному сектору видеть, каковы условия договора".

По большому счету МВФ хотел бы, чтобы вопрос о том, кому Китай, причем не только на уровне государственных структур или банков, но и на уровне частных компаний, будет прощать долги, решался не самим Китаем в двусторонних переговорах, а в рамках какого-то многостороннего формата с участием МВФ и стан Запада. Это выглядит не как попытка построить новое мировое финансовое братство, а как желание любой ценой защитить существующую и по сути неоколониальную схему кредитования развивающихся стран, которой Пекин очень сильно мешает. Более того: исходя из тех же соображений, почему бы руководству фонда не потребовать от России "простить" те три миллиарда долларов, которые должна Украина по евробондам? Обвинить Москву в отсутствии транспарентности и в нежелании помочь сильно пострадавшей от ковида — это будет вполне в стиле вашингтонского фонда.

Еще один принцип, на котором МВФ собрался строить светлое глобальное будущее, является прямой угрозой российской экономической безопасности и российскому бюджету:

"Подобно тому, как пандемия показала, что мы больше не можем игнорировать меры предосторожности в сфере здравоохранения, мы больше не можем позволить себе игнорировать изменение климата — это наш третий императив.

Мы уделяем особое внимание изменению климата, поскольку оно имеет решающее значение на макроуровне и создает серьезные угрозы для роста и процветания. Это также критично для людей и планеты.

Наши исследования показывают, что при правильном сочетании зеленых инвестиций и более высоких цен на углерод мы можем достичь нулевых выбросов к 2050 году и помочь создать миллионы новых рабочих мест. У нас есть историческая возможность построить более экологичный мир — также более процветающий и богатый рабочими местами. При низких процентных ставках правильные инвестиции сегодня могут принести четырехкратные дивиденды завтра: предотвратить будущие убытки, стимулировать экономические выгоды, спасти жизни и принести социальные и экологические выгоды для всех".

На практике это означает вот что: страны Запада, которые имели возможность 150 лет наслаждаться результатами резкого технологического прогресса, возможного благодаря массовому использованию углеводородов, останутся богатыми, а весь остальной мир будет подвергаться унизительному принуждению к вечной бедности под флагом "защиты климата", которая, по сути, означает запрет на дешевую электроэнергию, доступный бензин, доступные цены на отопление зимой и даже элементарную возможность получать бесперебойное снабжение электроэнергией.

Единственные рабочие места, которые создает "зеленая энергетика", — это места работы для международных чиновников, экоактивистов и барыши для акционеров европейских и американских компаний из зеленой энергетики, которые могут насильно продавать свою продукцию по завышенным ценам за счет государства и потребителей. "Высокие цены на углерод", о которых говорит глава МВФ, это предвестник тех самых "углеродных тарифов", которые Евросоюз периодически угрожает ввести против России в отместку за то, что она имеет наглость иметь свой собственный дешевый газ и собственную дешевую нефть.

В случае введения углеродных тарифов против России наши экспортеры (и российский бюджет вместе с социальными программами) будут терять десятки миллиардов долларов в год, но зато фанаты Греты Тунберг и сторонники зеленой экономики будут счастливы. Светлое будущее, которое рисует МВФ, — это антиутопия, написанная эзоповым языком достойным Оруэла: экология — это бедность, транспарентность — это подчинение Вашингтону и МВФ. Перед нами действительно исторический момент, но это момент не для "Бреттон-Вудс 2.0", а для того, чтобы окончательно прикончить монстра глобализации, который родился в США в 1944 году.

30
Теги:
экология, нищета, МВФ
Космонавт Айдын Аимбетов

"Вспомнил молодые годы": как Айдын Аимбетов готовился к чтению Тотального диктанта

0
(обновлено 15:27 20.10.2020)
На итоговой пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Казахстан космонавт Аимбетов поделился впечатлениями и дал напутствие школьникам

НУР-СУЛТАН, 20 окт — Sputnik. В Нур-Султане прошла всемирная акция "Тотальный диктант". Ее посвятили основателю теоретической космонавтики Константину Циолковскому и 65-летию легендарного космодрома "Байконур". Чтецом в Российском центре науки и культуры стал летчик-космонавт, народный герой Казахстана Айдын Аимбетов.

"Меня пригласили участвовать в Тотальном диктанте, но что я будут диктором, сказали в самый крайний момент. Поэтому никакой подготовки не было, я очень сильно волновался, как же я справлюсь с этой задачей. Должна быть дикция, интонация, чтобы помочь людям, которые пишут диктант, полностью осознать предложение, поставить знаки препинания", - рассказал Аимбетов.

Он признался, что вспомнил молодые годы, когда в старших классах школы на уроках самоуправления "преподавал" для пятых классов - как раз зачитывал диктант.

Казахстан примет участие в Тотальном диктанте в апреле 2021 года

"Тотальный диктант - очень серьезная вещь. Уровень образования, грамотности всегда стоял остро. Именно от образованности населения страны косвенно зависит и их уровень жизни. Как сказал наш первый президент Елбасы, Нурсултан Назарбаев, знание языков - казахский - родной, русский - язык межнационального общения, английский - язык международного общения, мы их все должны знать и относиться с уважением ко всем языкам", - подчеркнул Аимбетов.

Обращаясь к школьникам, в том числе к тем, кто мечтает полететь в космос, Аимбетов указал, что всесторонняя развитость - это большой плюс.

"Если раньше космонавтов выбирали в основном из пилотов, чтобы у них было хорошее здоровье, то сейчас на орбите нужны многие профессии. Это не только летчики, это инженеры, ученые-исследователи, врачи", - пояснил он.

Молодежи Аимбетов посоветовал вести здоровый образ жизни, жить в гармонии с собой, в гармонии с окружающими.

"Когда повысится внутренний духовный уровень и уровень образования, можно достичь высоких целей. Не только полететь на орбиту, на другую планету", - с улыбкой сказал Аимбетов.

Самый "космический" из всех диктантов

Серьезно готовился к Тотальному диктанту Российской центр науки и культуры.

Космонавт Айдын Аимбетов прочитал текст Тотального диктанта в Нур-Султане

"Нам посчастливилось стать одной из площадок. К сожалению, по требованию санитарных норм, мы не смогли принять больше 26 человек. Мы подготовили для всех участников фирменные маски и майки с портретом Юрия Гагарина и его знаменитой фразой. Вместе с Роскосмосом мы решили посвятить этот тотальный диктант 65-летию легендарного космодрома "Байконур", - рассказал заместитель директора РЦНК в Нур-Султане Константин Воробьев.

Он подчеркнул, что событием чрезвычайной важности стало то, что читать диктант согласился летчик-космонавт, народный герой Казахстана и замечательный человек Айдын Аимбетов.

"Он очень ответственно подошел к задаче. Блестяще прочитал диктант", - сказал Воробьев.

Воробьев также отметил высокий уровень грамотности казахстанцев.

"Мы не отбирали людей специально, к нам пришли желающие. Хочу отметить чрезвычайно высокий уровень грамотности. У нас есть пятерки, но я не имею права оглашать, сколько", - сказал Воробьев.

Заместитель директора Российского центра науки и культуры в Нур-Султане Константин Воробьев
© Sputnik / Абзал Калиев.
Заместитель директора Российского центра науки и культуры в Нур-Султане Константин Воробьев

Как в школе: астанчане написали Тотальный диктант – видео

РЦНК также оказал поддержку в подготовке к Тотальному диктанту семи площадкам в городах Алматы, Усть-Каменогорск, Риддер, Степногорск.

Что такое Тотальный диктант

Это ежегодная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих.

Это общественный проект, который проводится силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд "Тотальный диктант" (Новосибирск).

Уникальный текст диктанта каждый год специально для акции создает известный писатель. Авторами диктанта в разное время были Павел Басинский, Андрей Усачев, Евгений Водолазкин, Алексей Иванов, Дина Рубина, Дмитрий Быков.

Участвовать в Тотальном диктанте может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов.

Быть грамотным – важно: Тотальный диктант написали в Нур-Султане - фото

В 2019 году Тотальный диктант прошел в 81 стране мира, его текст написали более 236 тысяч участников в 1 200 городах.

В 2020 году провести диктант планировалось 4 апреля, но из-за коронавируса традиционную эстафету грамотности перенесли на осень - на 17 октября.

Автором Тотального диктанта-2020 стал Андрей Геласимов. Текст был посвящен основателю русской теоретической космонавтики Константину Циолковскому и малоизвестным подробностям его жизни.

0