Флаг США

Точки давления: зачем Вашингтону Центральная Азия?

282
(обновлено 13:38 11.02.2020)
Госдеп опубликовал документ, где расписаны цели Вашингтона в отношении среднеазиатских стран. Официально он звучит как "Стратегия США для Центральной Азии 2019-2025: продвигая суверенитет и экономическое благосостояние"

На деле же реализация этого документа не принесет среднеазиатским странам ни суверенитета, ни благосостояния

США хотят быть везде

В последние годы Соединенные Штаты уделяют огромное внимание странам Средней Азии – но отнюдь не потому, что Вашингтон вдруг оказался заинтересован в социально-экономическом развитии региона.

Все прекрасно понимают, что Вашингтону Средняя Азия нужна как источник проблем для России и плацдарм для давления на Китай (прежде всего, на болезненную точку КНР, находящуюся аккурат рядом с границей Казахстана – Синьцзян).

Ни для кого, в общем-то, не секрет, что в ходе недавнего визита Майка Помпео в Казахстан и Узбекистан (две страны, претендующие на лидерство в Центральной Азии) госсекретарь пытался сделать все возможное для того, чтобы хотя бы частично переориентировать связи этих стран с России и Китая на США. Да, успехами похвастаться в итоге не смог – однако, без сомнения, США продолжат работать в этом направлении.

Госдеп США обнародовал стратегию помощи Центральной Азии

Собственно, опубликованная Госдепом стратегия и указывает основные принципы и цели этой работы. Документ очень интересный, но нуждается в переводе. Не только с английского на русский, но и с дипломатического на человеческий.

Рассмотрим, например, основные стратегические интересы США в отношении государств региона, которые указаны в начале стратегии.

Оторвать от Москвы и Пекина

Например, там есть "создание стабильной и преуспевающей Средней Азии, которая будет продвигать свои политические и экономические интересы, а также интересы безопасности с различными партнерами на своих условиях". В переводе это как раз и означает оттягивание Средней Азии от эксклюзивного сотрудничества с Москвой и Пекином.

Да, звучит неплохо – но лишь в том случае, если это оттягивание означает не просто ограничение сотрудничества с РФ и Китаем, но и компенсацию последствий этого ограничения за счет проектов с новыми партнерами. А кто этот новый партнер? Явно не США. Да, в стратегии американцы говорят о многомиллиардных инвестициях и проектах, о работе по защите региона от угроз. Однако на деле они не способны обеспечить Средней Азии ни безопасность уровня российской, ни экономические проекты уровня китайских.

Второй основной интерес – "подсоединение к мировым рынкам и открытие для внешних инвесторов". В переводе это означает создание особых условий для американского бизнеса и ограничение (либо в случае с Кыргызстаном – выход) сотрудничества страны с ЕАЭС. Не случайно, например, тот же Помпео убеждал руководство Узбекистана не вступать в евразийские структуры и лучше подумать о ВТО. Между тем экономическая ориентация на США весьма опасна – хотя бы потому, что США (в отличие от России и Китая) почти всегда привязывают экономическое сотрудничество к вмешательству во внутриполитические дела.

Визит Помпео в Центральную Азию: как удержаться и расширить диалог

Собственно, они даже не скрывают этот момент, указывая третий интерес как "создание сильных демократических институтов, укрепление принципов верховенства закона и уважения прав человека". В рамках чего Вашингтон намерен "поддерживать общественные организации", дабы "граждане участвовали в решении ключевых политических вопросов". А также делать все возможное для того, чтобы местные власти "отвечали на запросы граждан".

И тут у американцев огромный простор для "правозащитной деятельности" – учитывая произошедшие на юге Казахстана беспорядки, активную работу западных НПО в Кыргызстане и болезненный процесс реформ в Узбекистане.

Финансирование 40 тысяч студенческих, чиновничьих и преподавательских "обменов" (то есть стажировок местных интеллектуалов и представителей элиты на территории США) является важнейшим подспорьем в продвижении американской "мягкой силы". Естественно, за счет безопасности и внутренней стабильности местных государств.

Китай ответил на слова Помпео о "тяжелой участи" казахов в Синьцзяне

Как разбалансировать регион

Отдельным пунктом идет намерение Вашингтона развивать дипломатический формат "C5+1", куда входят США и страны Средней Азии. В рамках этого формата американцы, например, хотят вести переговоры о том, как лучше соединить страны региона "с Европой и Кавказом". То есть не только развернуть их экспорт углеводородов с восточного на западное направление, но и завязать эти страны на собственные инфраструктурные проекты (сейчас, напомним, Средняя Азия активно пытается встроиться в китайский проект "Шелкового пути").

Однако самой важной задачей формата – и эта задача прописана в стратегии, хотя и "через запятую" – является его использование для создания контрбаланса региональным соседям.

Таким образом, США прямо – даже на дипломатическом языке, без перевода на нормальный – пишут о том, что будут использовать формат в антироссийских и антикитайских целях.

В качестве компенсации за сие дипломатическое неудобство странам Средней Азии предложено вспомнить, что Вашингтон выделил на различные проекты в рамках C5+1 (по безопасности, экономическому развитию, защите окружающей среде) почти 34 миллиона долларов. И главный вопрос теперь в том, готовы ли страны Средней Азии за такие деньги плюс за обещание новых американских инвестиций активно (не демонстративно, а именно активно) участвовать в проекте, направленном против главного гаранта безопасности и главного экономического партнера региона? Вопрос, к сожалению, не риторический.

Евразийский тур Помпео: зачем госсекретарь США приезжал в Казахстан

Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции

282
Город Агдам после его возвращения Азербайджану

Расширение НАТО на восток: для чего Турция вводит войска в Азербайджан

88
Ввод турецких войск в Азербайджан под предлогом миротворчества отражает стремление Анкары нарастить военно-политическое влияние на Южном Кавказе и в Прикаспийском регионе, укрепить позиции Турции на международной арене. Но одного года ей будет наверняка недостаточно

Мы наблюдаем очередной, по-восточному затейливый этап расширения присутствия НАТО на постсоветском пространстве.

Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар 21 ноября заявил, что сухопутные войска страны завершили подготовку, и вскоре будут переброшены в Азербайджан военно-воздушными силами республики. Военачальник также говорил о «лидерстве Турции на международной арене», на пути к которому «турецкие вооруженные силы переживают один из самых напряженных периодов в истории республики».

Количественный и качественный состав турецкого военного контингента в Азербайджане пока остается тайной. Заметим, что подразделения армии Турции перманентно и практически постоянно присутствуют в Азербайджане – в рамках военного и военно-технического сотрудничества Анкары и Баку. Отправка очередной группы офицеров для работы в рамках российско-турецкого центра по контролю за прекращением огня в Нагорном Карабахе вряд ли требовала президентского указа и обсуждения в турецком парламенте.

Анкара и Москва 11 ноября подписали меморандум о центре по контролю за перемирием в Нагорном Карабахе, и в этом документе нет ничего о создании совместных миротворческих сил. Однако в дальнейшем президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган не раз заявляли о «совместной миротворческой миссии» с участием турецких войск.

Очевидно, просьбу Москвы – не вводить в «горячий» регион турецкие войска – Анкара и Баку мягко проигнорировали. Сухопутные войска Турции на азербайджанской территории явно готовится к чему-то, кроме взаимодействия с Россией в рамках «невыездного» мониторингового центра в составе нескольких десятков специалистов.

Арбитраж успеха

У Турции нет стратегических резонов инициировать на Южном Кавказе масштабный конфликт с Россией (здесь успех маловероятен, а негативные последствия Анкаре гарантированы). Гораздо эффективнее и безопаснее – последовательное проникновение в регион под удобным предлогом двустороннего военно-технического сотрудничества с Азербайджаном или под фагом «миротворческой миссии». С другой стороны, содействие Баку может стать платой за турецкую помощь в карабахском вооруженном конфликте, с прицелом на будущее.

Действия турецких войск в Нагорном Карабахе не предусмотрены ни одним соглашением, включая и трехстороннее (Азербайджан, Армения, Россия). Само присутствие турецких военнослужащих в Азербайджане юридически оформлено постфактум, ведь по данным авторитетных военных экспертов РФ, с конца сентября на азербайджанской территории присутствовали около 1500 турецких военнослужащих. В качестве советников турецкие генералы и офицеры действовали во всей вертикали управления – от Генштаба азербайджанской армии до штабов полкового звена. Однозначная военная поддержка Анкарой азербайджанской стороны конфликта совершенно не позволяет турецкой армии претендовать на роль миротворца в Карабахе, и какое-либо участие в совместном патрулировании линии разграничения. Однако варианты возможны.

Фактически Турция уже прочно закрепилась в Азербайджане. В дальнейшем турецкие войска могут годами находиться на азербайджанской территории, на основе двусторонних соглашений. Это не нарушит норм международного права, но и мира не гарантирует. Поскольку ни одна мира не признала суверенитет НКР, у Баку и Анкары может возникнуть иллюзия вседозволенности и по отношению к армянскому населению Нагорного Карабаха. МИД Турции уже заявил о неких дополнительных «наблюдательных отделениях на местах». Настораживает отсутствие информации о вывозе из Азербайджана протурецких боевиков из Сирии. В такой ситуации важно, чтобы «арбитраж успеха азербайджанских братьев» (выражение министра Хулуси Акара) не превратился в головокружение от успехов.

Очертания будущего

Анкара имеет глобальные планы строительства «тюркского мира». В перспективе не исключена проекция турецких интересов и силы за пределы Азербайджана – в Каспийский регион и в страны Центральной Азии.

Обладая достаточно мощными вооруженными силами – 355 тысяч военнослужащих, более 2600 танков, 270 многоцелевых истребителей F-16, и заслуженное 11 место в мировом рейтинге Global Firepower  – Турция активно наращивает собственное производства самолетов, беспилотников, ракет, танков. За минувшие полтора десятилетия количество турецких оборонных предприятий выросло с 56 до 1500, правительство управляет программами ВПК на сумму свыше $75 миллиардов. Анкара закупает много иностранного оружия. Оборонный бюджет Турецкой Республики составляет более $18 млрд – около 13% общих расходов бюджете 2020 года.

Турция активно применяет военные инструменты на севере Сирии, в Ливии. Вопреки интересам других стран претендует на значительные участки Средиземного моря (добыча углеводородов). Таким образом, Азербайджан (обладающий значительными запасами нефти) становится площадкой для развития вполне определенной, экспансивной и агрессивной внешней политики Турции. Ситуация подобного «братания» опасна еще и тем, что «за спиной» Анкары маячит Североатлантический альянс, молчаливо поддерживающий поддерживая «бузу» Эрдогана в любой географической точке.

Российские миротворцы восстанавливают мир и порядок в Нагорном Карабахе, а Турция пытается создать в Азербайджане некую военную инфраструктуру и утвердить свое право на военное вмешательство в регионе Южного Кавказа. Карабахский проект Анкары омрачает лишь логистика. У Азербайджана и Турции имеется маленький участок общей сухопутной границы на стыке турецкой провинции Ыгдыр и достаточно изолированной от «большого Азербайджана» Нахичеванской автономной республики. Доставку войск, вооружений и припасов самолетами ВВС (очень дорогое удовольствие) придется согласовывать с Арменией, Грузией (наиболее вероятный маршрут) или Ираном. И при любом геополитическом раскладе, Турции придется учитывать прочные позиции России – на Кавказе и на Ближнем Востоке.

88
Швейный цех

Тонкости маскировки, или Почему военная полиция хочет запретить носить камуфляж

577
(обновлено 18:15 23.11.2020)
Корреспондент Sputnik Казахстан постарался разобраться во внезапно возникшем вопросе о том, имеют ли право гражданские лица носить камуфляж

НУР-СУЛТАН, 23 ноя — Sputnik. На минувших выходных казахстанские охотники, рыболовы, туристы и дачники были обескуражены. Военные полицейские Атырауской области потребовали от них больше никогда не носить камуфляж. Дескать, нечего военную форму эксплуатировать, а то и позорить. А тех, кто не понял, пообещали в скором времени нещадно штрафовать.

Ошарашили

"Вот это да!" - воскликнули казахстанцы, ведь у многих камуфляжная одежда уже три десятка лет как входит в гардероб: она удобная и практичная. В нем и на охоту сподручно, и на рыбалку, и в турпоход. Да и на фазенде в земле покопаться – зачастую лучше одежды не найти.

"Подрывают имидж военных": казахстанцам запрещают носить камуфляж

Но военные полицейские атырауского гарнизона твердо, по-военному, настаивали: "Пока предупреждаем, но скоро будем безжалостно штрафовать!"

Что именно вдруг изменилось в законодательстве или, может, ранее не было доведено до общественности, военные толком объяснить не смогли.

"Военная форма пользуется популярностью у гражданского населения. Они больше используют ее как спецовку или рабочую одежду. А когда гражданский в камуфляже совершает преступление, общество расценивает как преступление военнослужащего. Это подрывает имидж вооруженных сил и военнослужащих", - сказал корреспондентам телеканала "Хабар 24" сотрудник военной полиции Атырау Бахтияр Дауренкулов.

Имидж – все

Забота о чести военной формы и имидже военнослужащих Вооруженных сил – дело правильное, с этим никто не спорит. Военный человек должен быть образцом выдержки, смелости и патриотизма. Но вот одна неурядица: в военной полиции Атырауской области забыли уточнить, на основании каких законов или подзаконных актов гражданскому человеку запрещено носить камуфляж.

Сексапильные девушки в камуфляже взорвали Сеть – видео

А этот момент очень важный, ведь живем мы в правовом государстве, и любое разрешение или запрет должны быть четко регламентированы и находиться в правовом поле. В противном случае завтра спортсмены потребуют запретить носить трико и олимпийки - "а вдруг их обладатель совершит преступление, а подумают на честных спортсменов", повара – запретят домохозяйкам носить фартуки и колпаки, а медики категорически запретят гражданам надевать белые халаты.

Удивлен такой инициативе военных полицейских Атырауской области и известный казахстанский юрист Жангельды Сулейманов.

Минобороны нашло плюсы в увеличении числа коррупционных дел на 76%

По его словам, согласно указу президента Казахстана, военной форма считается только при наличии погон и шевронов – нашивок, определяющих принадлежность человека к тому или иному роду войск.

"Камуфляжная одежда без погон - это не военная форма, и ее можно носить, никаких штрафов не может быть", - написал Жангельды Сулейманов на своей странице в Facebook.

Также он считает, что, если следовать логике военных полицейских, необходимо запретить ношение черных и белых перчаток, потому что они также включены в форму, черных ботинок и полуботинок, шарфов, ремней, шапок-ушанок, черных галстуков, черных сапог и много чего еще.

В сухом остатке

Чтобы понять, имеет ли гражданский человек в повседневной жизни право носить камуфляж, достаточно найти во всемирной паутине указ президента Казахстана от 25 августа 2011 года за №144 – "О военной форме одежде и знаках различия военнослужащих Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан".

Здесь, уже во втором пункте первой главы, есть определение: "Военная форма одежды - форменная одежда с погонами (обмундирование), установленная законодательством Республики Казахстан".

Кража 29 автоматов из воинской части: в суде допросили дезертира

Именно после этого и встает вопрос о том, насколько правомерно требование военных полицейских Атырауской области о том, чтобы гражданские отказались от камуфляжа.

Хотя определенные тонкости в этом вопросе все же есть.

В статье 675 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях уточняется, что незаконное ношение (использование) одежды со знаками различия и (или) символикой военной формы влечет штраф для физических лиц в размере пяти МРП – 13 890 тенге (около 32 долларов), с конфискацией одежды со знаками различия и (или) символикой военной формы.

Редакция Sputnik Казахстан попросила министерство обороны Казахстана прокомментировать действия военных полицейских Атырауской области и правомерность их требований. Как только получим ответ, мы его опубликуем.

577
Теги:
военная форма
Деревья вырубили возле Sulpak в Алматы

Sulpak должен высадить 260 деревьев в качестве компенсации за срубленные дубы и вязы

0
Ранее сообщалось, что Sulpak отказался приносить извинения перед горожанами за вырубленные деревья

НУР-СУЛТАН, 25 ноя — Sputnik. Руководитель управления зеленой экономики Алматы Наталья Ливинская сообщила, что на месте срубленных деревьев в Алматы будет произведена компенсационная посадка.

"После установления объема нанесенного ущерба управление зеленой экономики Алматы потребует провести компенсационную посадку взамен вырубленных деревьев. По новым типовым правилам компания должна посадить 260 деревьев и ухаживать за ними в течение двух лет", - сказала Ливинская.

Управлением будут предоставлены места, размер и требования по саженцам.

Установлен основной подозреваемый по делу о вырубке 13 деревьев в Алматы

Как сообщалось, в ночь на 23 ноября по улице Толе би возле торгового дома Sulpak было вырублено девять дубов, два вяза и две акации. Заявления на вырубку в акимат со стороны предпринимателей не поступало.

Руководитель управления зеленой экономики города подчеркнула, что акимат мегаполиса разделяет справедливые возмущения горожан, дело находится на контроле акима Алматы Бахытжана Сагинтаева.

Четыре дерева незаконно срубили на территории одной из точек KFC в Алматы

"Мы призываем алматинцев помочь нам и природоохранным структурам следить за зеленым фондом Алматы", — отметила она.

По словам Ливинской, 26 ноября акимат совместно с общественниками и неравнодушными горожанами высадит вдоль улицы Толе би, в том числе на участке возле ТД Sulpak, порядка 30 многолетних дубов того же вида высотой не менее 4 метров. Данная посадка не будет включена в объем компенсационных работ.

0