Лошадь на согым, или Почему надо соблюдать закон

© Public DomainПовозки и лошади
Повозки и лошади - Sputnik Казахстан, 1920, 13.02.2021
Подписаться
Эта история произошла в Павлодаре в начале шестидесятых годов, а рассказал ее бывший сотрудник полиции Владислав Чередниченко

Молоденький опер Павлодарского горотдела Леша Панов внимательно выслушал старого Карасая. Беда случилась у аксакала. Два года назад купил он молоденького жеребенка. Откармливал его, готовил к своему 75-летию. Должен был знатный согым получиться. Так нет, прошлой ночью жеребенка увели прямо из сарая.

Паша пообещал помочь старику. Принял от него заявление, занес его начальнику уголовного розыска капитану Семену Пескову.

- Давай работай, Леша, - напутствовал тот опера. Панов начал "рыть землю". Опросил всех соседей потерпевшего, отправил ориентировки во все гор- и райотделы области, отработал всех ранее судимых. Но результат - нулевой.

И вдруг спустя неделю Леше сообщили, что через две улицы от дома потерпевшего найдена лошадь. Панов - тотчас же туда.

- Да, я нашел недавно лошадь, - признался хозяин дома Марат. - Забирайте, коли хозяин объявился. Но я десять дней ее кормил, а это животное - не баран, жрет - только подавай. Поэтому пусть хозяин лошади заплатит мне за корм.

Леша уверил мужчину, что старый Карасай обязательно с ним рассчитается, и, оседлав лошадь, рысцой погнал ее в горотдел. Там привязал к столбу и послал за потерпевшим. От радости Леша совсем забыл, что найденную лошадь надо по закону предъявить заявителю для опознания. И вместе с ней - как минимум еще двух лошадей. Но Карасай оказался честным человеком и, увидев привязанную лошадь, сразу расстроенно замотал головой:

- Нет, это не моя. Моя двухлетка была, а этой уже лет шесть или семь.

Услышав это, опер тоже расстроился, потому как думал, что на этом закроет дело.

А тут еще, только Карасай ушел домой, заявился приглашенный Лешей Марат, чтобы написать объяснение, где нашел лошадь, при каких обстоятельствах.

Написал он все это и поинтересовался у Панова:

- А когда вы телегу заберете?

- Какую еще телегу? - возопил опер.

- Ну, лошадь-то с телегой была, когда я ее нашел, а в телеге - еще бутылки лежали, - разъяснил ему Марат.

Панов совсем растерялся: что же теперь делать с этой лошадью? Опять зашел к начальнику угрозыска. Семен Павлович - человек уже не молодой и опытный - рассудил просто:

- Все равно никто с заявлением о пропаже лошади не обращался, поэтому отдай ее потерпевшему.

Леша вызвал опять старого Карасая и объяснил ему ситуацию. Мол, хоть эта лошадь и старше, но лучше ее получить, чем совсем ничего. Потерпевший, конечно, согласился.

Но так просто отдать лошадь нельзя, нужно все же было провести опознание. И Леша вторично нарушил закон, договорившись с Карасаем, чтобы тот опознал найденную лошадь как свою. И потерпевший, теперь уже при понятых, радостно закричал, указывая на многострадальную кобылу:

- Ой, моя, вот она!

И, естественно, поблагодарив Лешу, пригласил его затем на свое 75-летие.

А спустя несколько дней в горотдел вдруг пришла огромная толпа цыган с грудными детьми, и все начали кричать:

- Ай, куда нашу лошадь дели? С телегой и бутылками?

Оказалось, что при опознании лошади во двор затесался один цыган, который и узнал свою кобылу.

У Леши тут чуть душа в пятки не провалилась. И было от чего. Ладно, что он закон нарушил при опознании. В конце концов можно было бы забрать лошадь у Карасая с извинениями. Но дело в том, что не далее как вчера старик успешно справил свое 75-летие, зарезав найденную лошадку на согым. И Леша с коллегами из "уголовки" был на этом празднике, приняв самое активное участие в поедании злосчастной коняги.

А цыгане кричали все громче и громче. И крики их "достали" начальника горотдела милиции полковника Беляка. Он набросился по телефону на капитана Пескова:

- Вы во что отдел превратили? У нас что, балаган или милиция? Разберитесь быстро!

Семен Павлович, надо заметить, тоже был в числе приглашенных на семидесятипятилетие старого Карасая. Однако не пошел, заявив, что в этой авантюре участвовать не будет, потому как лошадь - неизвестно чья. Но теперь надо было спасать положение.

Вышел он из кабинета в этот сплошной шум и гам и закричал:

- А ну, тихо!

Все сразу замолчали.

- Где барон? - строго спросил начальник угрозыска.

- Я барон, - вышел вперед бородатый цыган.

- Очень хорошо, - сказал ему Семен Павлович. - Чтобы через час ты был у меня с паспортом на лошадь. И сразу заберешь ее.

Тут воцарилось молчание.

Владельцы лошади быстро ушли, и никто из них в милицию не вернулся. А Леша отделался только легким испугом.

И правильно, надо лошадей с паспортами покупать, чтобы было все по закону, а не халям-балям!

(Все имена и фамилии героев истории изменены)

Лента новостей
0