Как в Казахстане формируются цены на авиабилеты

© Photo : РСК АлматыСамолет в аэропорту Алматы
Самолет в аэропорту Алматы - Sputnik Казахстан
Подписаться
В структуре цены на авиабилеты значительную долю занимает авиатопливо и техобслуживание воздушных судов

АЛМАТЫ, 30 окт — Sputnik. Как в Казахстане формируются цены на авиабилеты, почему авиакомпании продают топливо почти со 100%-ной накруткой, а также о сговоре аэропортов с арендаторами торговых площадей в терминалах рассказал председатель агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин в ходе дискуссии на площадке TALAP Talks.

По его словам, на сегодняшний день казахстанские аэропорты оказывают 64 услуги. Из них четыре находятся в сфере естественных монополий, их регулирует КГА:

  • взлет-посадка воздушного судна;
  • обеспечение авиационной безопасности;
  • предоставление места стоянки на базовом аэродроме;
  • предоставление сверхнормативной стоянки.

Запущены рейсы Нур-Султан - Алматы: в министерстве прокомментировали цены на билеты

Пять услуг находятся в сфере общественно-значимых рынков:

  • посадка-высадка посредством только телескопического трапа;
  • аренда помещений аэропорта в рамках перевозочного процесса – для различных служб, для авиакомпаний;
  • предоставление рабочего места для регистрации;
  • обработка грузов;
  • обеспечение авиаГСМ.

"Все остальные 55 услуг не регулируются, цена назначается самим аэропортом. Вся "международка" не регулируется – это мы в свое время сделали, чтобы дать аэропортам какую-то возможность получать дополнительный кэш-фло", – пояснил Жумангарин.

Услуги авиаперевозок подешевели в Казахстане

Причем некоторые авиакомпании, такие как Air Astana и Scat, оказывают себе услуги в аэропортах сами, что позволяет им экономить определенные средства. Среди услуг:

  • Встреча и выпуск пассажиров;
  • Регистрация пассажиров;
  • Подогрев воздушного судна;
  • Контроль загрузки;
  • Противообледенительная обработка;
  • Буксировка с использованием буксира аэропорта;
  • Наружная мойка воздушного судна и внутренняя уборка;
  • Использование собственных стремянок;
  • Обработка багажа;
  • Передвижной источник питания.

Также Жумангарин сообщил, что по международной практике в крупных аэропортах должно быть не менее двух дополнительных организаций по наземному обслуживанию, в том числе по топливу-заправке.

"При этом одна из этих организаций не должна быть связана ни с аэропортом, ни с авиакомпанией. То есть по европейскому стандарту в казахстанских аэропортах необходимо наличие еще одной организации, кроме самого аэропорта и авиакомпаний. А сейчас у поставщиков наземных услуг ограничен доступ на территорию аэропорта, многие услуги оказывает либо аэропорт, либо авиакомпания", - заявил Жумангарин.

Он добавил, что уже нужно начинать рассматривать вопрос о внедрении европейской практики в работу казахстанских аэропортов.

Почему не состоялись торги по продаже шымкентского аэропорта

Цены на авиабилеты

Кроме того, Серик Жумангарин рассказал, как формируются цены на авиабилеты.

"В структуре цены авиабилетов до 30% занимает авиатопливо, 18-22% - техобслуживание воздушных судов, 7-15% - аэропортовское обслуживание и расходы на персонал, 5% - продажи, около 2% - услуги "Казаэронавигации", - сказал он.

Накрутка цен на топливо

По словам главы агентства по защите и развитию конкуренции, цена на авиатопливо является очень важным вопросом. Жумангарин утверждает, что в некоторых случаях накрутка может доходить до 100%. К примеру, у производителей тонна авиатоплива в 2020 году стоит 161 тысячу тенге (373 доллара). Посредник, в свою очередь, делает надбавку до 218 тысяч тенге (505 долларов), а аэропорты накручивают до 267 тысяч тенге (618 долларов).

"Посредники повышают цену до 40%, а аэропорты доводят наценку до 95%. В результате цена на топливо возрастает от 60 до 100 процентов для авиакомпаний. У авиакомпаний достаточно ограниченный выбор поставщиков", - объясняет Жумангарин.

По его мнению, это создает проблемы для авиакомпаний, которые дозаправляют свои суда в Казахстане, что препятствует использованию значительного транзитного потенциала страны.

Воздушная гастрономия: как готовят бортовое питание в Алматы - фото

Почему в аэропортах дорогая еда

Глава агентства по защите и развитию конкуренции также высказался и по поводу цен на неаэропортовские услуги, в частности – на еду и напитки. Жумангарин утверждает, что ситуация с завышенными ценами не меняется годами.

"Признаки определенного сговора я вижу, ситуация не меняется годами. На упаковку багажа цена одна и та же, но булочка, к примеру, стоит значительно дороже, чем в городе", - говорит он.

Серик Жумангарин добавил, что из-за этого у казахстанцев сложились определенные поведенческие принципы - среднестатистический человек в аэропорту ничего не ест, не пьет и не покупает.

"Это, в первую очередь, играет против аэропортов с точки зрения использования для традиционного ритейла", - считает спикер.

Он обещает, что агентство по защите и развитию конкуренции в ближайшее время будет заниматься этим вопросом, чтобы аэропорт не считался сферой дорогих услуг. Для этого планируется приглашать аэропорты, договариваться, просить КГА создать правила конкурсного отбора, прозрачность для поставщиков на территорию аэропорта, как в стерильную зону, так и в общую.

Лента новостей
0