Сложно ли бизнесу Казахстана получить господдержку и найти хороших работников

© Photo : Pixabay Бизнес, смета, бизнес-план, закупки, иллюстративное фото
Бизнес, смета, бизнес-план, закупки, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 26.03.2021
Подписаться
Казахстанские аналитики опросили местных предпринимателей и узнали о трудностях, с которыми приходится сталкиваться бизнесу

НУР-СУЛТАН, 26 мар — Sputnik. Казахстанский бизнес стал реже обращаться за государственной поддержкой, таковы результаты исследования, которые вошли в "Бежевую книгу Казахстана" - обзор о состоянии казахстанской экономики и существующих в ней трендах. Особенность этого обзора в том, что в нем можно альтернативную картину экономического развития, которая не отражается в официальной статистике. 

Sputnik Казахстан пообщался с участниками рынка, чтобы выяснить, насколько обоснованы жалобы предпринимателей.

Помощь государства

В опросе аналитиков "Бежевой книги" приняли участие более тысячи человек, большинство из них - представители малого бизнеса.

В течение всего второго полугодия 2020 года аналитики отмечали постепенное снижение доли респондентов, получающих какую-либо помощь от государства. По мнению создателей отчета, отчасти это связано с тем, что получить господдержку становится "все сложнее", а ее эффективность "оставляет желать лучшего".

Результаты опроса корреспонденту Sputnik Казахстан прокомментировал экономический обозреватель Сергей Домнин.

"Все зависит от того, на какие меры мы распространяем понятие "господдержка". Если под государственной поддержкой понимается субсидирование ставки, то пул поддерживаемых компаний не очень велик – он ограничивается компаниями в так называемых "приоритетных секторах экономики". В основном это предприятия обрабатывающей промышленности, энергетики, транспорта и логистики, а также субъекты малого и среднего бизнеса", - пояснил Домнин.

Сейчас этот список временно изменен: президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в сентябре прошлого года поручил субсидировать процентные ставки (до 6% годовых) по кредитам пострадавшего от пандемии малого и среднего бизнеса. Государство субсидирует часть ставки вознаграждения, начисленную за период с 16 марта 2020 года до 15 марта 2021 года.

Однако Домнин не согласился с выводом о снижении доли бизнеса, который получает помощь от государства. По его словам, общий объем господдержки бизнеса через льготное финансирование растет, и об этом можно судить по ежегодно увеличивающимся активам институтов развития – "Даму", Банка развития Казахстана, Фонда промышленного развития, Kazakh Export, Агрокредитной корпорации, "КазАгроФинанса".

Как в Казахстане будут поддерживать отечественных производителей, рассказал Токаев

"Другое дело, что этот рост не всегда прямо пропорционален количеству поддержанных предприятий: многие компании получают льготное финансирование сразу в нескольких институтах развития или годами участвуют в нескольких госпрограммах", - продолжает Домнин.

Как пояснили Sputnik Казахстан в Национальной палате предпринимателей республики, которая представляет интересы казахстанского бизнеса, в стране растет количество проектов, поддержанных по программе "Дорожная карта бизнеса-2025".

Начиная с 2010 года, было просубсидировано 16 030 проектов (по состоянию на 1 июля 2020 года). Уже на 1 января 2021 года этот показатель достиг 29 349 проектов. Такая же ситуация и с инструментом гарантирования: на 1 июля 2020 года было подписано 7 296 договоров гарантии. К 1 января 2021 года количество подписанных договоров гарантии составило уже 13 358.

"Таким образом, в течение второго полугодия 2020 года в рамках программы "Дорожная карта бизнеса-2025" по инструментам субсидирования и гарантирования проектов произошло почти двухкратное увеличение по количеству субъектов бизнеса, воспользовавшихся мерами поддержки, чем за предыдущие годы реализации", - информируют в НПП.

Отмена налогов

Домнин отмечает, что если включать в господдержку налоговые стимулы, то в минувшем году из-за кризиса увеличилось количество фирм, которые пользуются поддержкой государства. По официальным данным, налоговыми стимулами в прошлом году была охвачена примерно половина действующих в стране юридических лиц, заключил обозреватель.

По информации НПП, в прошлом году государство приняло пакет мер для поддержки предпринимателей: он также включал в себя освобождение от налога на имущество, индивидуального подоходного налога в наиболее пострадавших отраслях.

Мнение бизнеса

Ситуацию с господдержкой бизнеса в Казахстане прокомментировал и Жигер Сулейменов - гендиректор казахстанской компании TSSP, которая занимается поставками строительного, индустриального и промышленного оборудования.

"Во время пандемии государство очень оперативно среагировало и выделило большое количество денег банковскому сектору на кредитование малого и среднего бизнеса по льготной ставке 8%, без отраслевых ограничений", – сказал Сулейменов.

Напомним, что в апреле прошлого года в Казахстане для поддержки малого и среднего бизнеса была запущена программа льготного кредитования. Предприниматели могли обратиться в банки и получить кредит на пополнение оборотного капитала по ставке не более 8% годовых сроком до одного года. На эти цели государство выделило 600 миллиардов тенге.

Незаконное вмешательство в дела бизнеса должно приравниваться к преступлению - Токаев

Сулейменов добавил, что до этой программы в Казахстане была запущена "Дорожная карта бизнеса-2020" (позднее "Дорожная карта бизнеса-2025"). Воспользоваться ею ранее могли компании, относящиеся к определенному ОКЭД - общему классификатору видов экономической деятельности.

"Когда мы сейчас говорим о том, есть ли в Казахстане господдержка или нет, то в рамках "Дорожной карты бизнеса" для ряда отраслей эти меры всегда были - в хорошем объеме и всегда действовали. Зачастую предприниматели, которые говорят о том, что меры господдержки ограничены - это те, кто тогда не попал в ОКЭД. Этот перечень достаточно обширный, но, конечно, не мог включить в себя всех", - продолжает гендиректор. Отметим, что сейчас отраслевые ограничения по программе "Дорожная карта бизнеса-2025" отменены.

Бумажная волокита

Вместе с тем, рассказывает Сулейменов, его знакомые предприниматели часто жалуются на сложный процесс перехода из одного банка в другой.

"Представьте такую ситуацию: государство объявляет программу, о которой вы узнаете из новостей. И думаете: "О, супер, пойду-ка я в свой банк и получу там льготные деньги". Вы приходите, а там говорят: "Вы знаете, у нас денег, к сожалению, выделено столько-то, на вас не хватит. Но можно обратиться в такой-то банк". Вы идете во второй банк, там вам с удовольствием готовы дать кредит и говорят: "Давайте начнем процесс, вот что нужно собрать для оценки вашей компании", - делится Сулейменов.

Последующий процесс сбора необходимых документов занимает определенное время.

"Пока ваша компания все соберет, пока вы банку отдадите документы, там чего-то будет не хватать, третье-десятое… Когда вся эта история закончится, этих денег в банке уже не будет. Вот это основная проблема: предприниматели завязаны на банках, с которыми сейчас работают. Деньги выделяются банкам не в одинаковом размере. И получается, что часть предпринимателей вот так выпадает из этой программы", - добавил он.

Срочный пакет мер по поддержке предпринимателей одобрили в Казахстане

Например, компании TSSP в этой ситуации пришлось бы потратить около 4-5 месяцев на переход из одного банка в другой, отмечает Сулейменов.

"При том, что финансовая отчетность у нас абсолютно готова на любой день, мы являемся очень качественным и хорошим заемщиком. Потому что банку нужно оценить, изучить проект, у них куча вопросов, особенно если они с вами раньше не работали", - заметил Сулейменов.

В качестве решения он предлагает дополнительно выделять деньги банкам, если они полностью освоили все средства, а их заемщикам при этом не хватило финансов.

"Проблема сложная, нет одного решения. Здесь в целом стоит вопрос ограниченности этих денег, всем же подряд деньги не дашь", - считает представитель бизнеса.

Время на изучение

Другая сложность, с которой сталкиваются некоторые предприниматели, связана с информированностью о госпрограммах.

"Нас это не сильно касается, так как у нас есть юристы: у больших компаний есть специалисты, которым можно поручить изучение госпрограмм - предлагаемые меры, порядок действий. В небольшой компании этим должен заниматься сам собственник - пока разберешься во всем этом, нужно прям сесть, копаться, тратить время, ресурсы", - делится гендиректор.

Возможно, считает Сулейменов, настало время создать единый ресурс, на котором казахстанские предприниматели могли бы находить описание всех возможных программ.

Как алматинские власти поддерживают бизнес в период карантина

Вместе с тем он подчеркивает, что в Казахстане на сегодняшний день действуют очень хорошие меры поддержки малого и среднего бизнеса.

"Я не очень согласен с выводом о том, что меры неэффективны. Может быть, они имеют какие-то минусы, но они не неэффективны. Например, льготные деньги от государства, выделенные в прошлом году, позволили нам компенсировать часть убытков от пандемии. В результате нам удалось не закрыть ни одного магазина. В свою очередь, государство смогло "отбить" эти деньги в виде налоговых поступлений", - заключил директор.

Где найти хороших работников

Другой проблемой, отмеченной авторами "Бежевой книги", стал кадровый вопрос.

"Качество рабочей силы снижается, а найти новых работников становится сложнее. Причем речь идет как об административно-управленческом персонале, так и рядовых сотрудниках. И это при том, что на рынке свободных рук становится больше: в ноябре-декабре бизнес чаще сокращал персонал, чем принимал на работу", - говорится в обзоре.

По мнению экономического обозревателя Сергея Домнина, чаще всего речь идет не о снижении качества рабочей силы, а просто о дефиците специалистов. Они вымываются из отдельных отраслей экономики (или не поступают в нее) по разным причинам. Не всегда это связано с качеством образования: бывает и эмиграция по этническим причинам, и переход в ниши и отрасли, где платят больше. В некоторых регионах вообще присутствует выраженная сезонность – работники покидают рабочие места, например, на машиностроительных предприятиях и типографиях, на время проведения сельхозработ.

"Только ленивый не критикует качество казахстанского образования – особенно чувствительно качество профессионально-технических кадров. Но эту проблему удается свести к минимуму там, где производственные компании и учебные заведения координируют свою работу – одни адаптируют учебные программы под потребности производства, а другие помогают дооснастить соответствующим образом материальную базу техникумов и институтов, обеспечивают учащихся практикой", - отмечает Домнин.

Кадровый голод наблюдается в нефтесервисной отрасли Казахстана

По его словам, система образования должна быть ближе к запросам рынка труда и адаптироваться к изменяющимся условиям на этом рынке.

"То, что правительство в последние годы увеличивало объем грантов, на мой взгляд, на уровне стимулов не способствовало сокращению разрыва между рынками труда и образования. В министерстве образования наверняка понимают, как действовать: необходимо одновременно повышать стандарты образования и конкуренцию между учебными заведениями", - продолжает эксперт.

Однако это долгий и болезненный процесс, и он обречен на неудачу, когда министров образования меняют раз в пару лет, а стратегические цели приносятся в жертву тактическим, заключил Домнин.

Невысокое качество казахстанского образования отметил и гендиректор TSSP Жигер Сулейменов.

"Если компания реалист, она изначально ставит очень низкие ожидания к выпускникам вузов. Мы по этому поводу не переживаем, а учим в процессе работы. Наверное, будет не совсем верно говорить о некачественном образовании абсолютно во всех вузах. Но, в целом, общая температура такова, что качество образования выпускников невысокое", - заключил Сулейменов.

Лента новостей
0