Завод. выбросы

Углеродный налог ЕС ударит по экспорту Казахстана в Европу

1036
Казахстанские металлурги могут оказаться в затруднительном положении после введения налога

НУР-СУЛТАН, 1 июн — Sputnik, Никита Чикунов. Европейский союз планирует ввести трансграничный углеродный налог на продукцию, при производстве которой выбрасывается СО2. Забота ЕС об экологии обойдется целому ряду стран в миллиарды долларов.

Какие потери грозят бюджету от "зеленой" политики Европы и приведет ли новый налог к уходу казахстанских производителей с европейского рынка – разбирался Sputnik.

Торговля под ударом

После введения Евросоюзом в 2025-м году трансграничного углеродного налога экспортеры из России будут терять до $2,2 млрд ежегодно. Такая оценка приводится в докладе российского Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), опубликованного 31 мая.

Как чиновники и монополисты работают против "зеленой" энергетики

Евросоюз планирует сократить выбросы парниковых газов на 55% к 2030 году, а за последующие двадцать лет достичь полной углеродной нейтральности. Для этого в ЕС разрабатывают специальное климатическое законодательство. Одним из ключевых его механизмов должен стать углеродный налог.

Пошлиной будет облагаться вся импортируемая Европой продукция, при производстве которой остается "углеродный след" (выбрасывается СО2). Методика расчета налога станет известна в третьем квартале 2021 года, а заработает он через несколько лет.

ЕС вводит налог на углерод: Казахстану придется раскошелиться

Традиционно самый большой "углеродный след" имеет продукция горнодобывающей и нефтегазовой отрасли, а также металлургической, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. По данным статистической службы ЕС, она занимает около 35% в европейском импорте.

В ИПЕМ обозначили три возможных сценария обложения углеродной пошлиной. При самом оптимистичном - налог затронет только сырую нефть, необработанные металлы, удобрения и пиломатериалы. Средний сценарий предполагает внесение в этот перечень электроэнергии. При наихудшем – химикаты, бумага, товары машиностроения.

Появление "зеленого" налога нанесет наибольший ущерб странам с сырьевой экономикой, поставляющим свою продукцию в европейские страны. Так, пошлина может затронуть почти 42% российского экспорта. Под ударом находятся и поставщики еще двух стран СНГ – Азербайджана и Казахстана.

Токаев о переводе алматинской ТЭЦ-2 на газ: затягивание непозволительно

Баку и Нур-Султан в большей степени ориентированы именно на рынок Европейского союза, напоминает эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Дмитрий Коптев. Туда идет более 75% казахстанского нефтяного экспорта и 45% — азербайджанского.

"В том, что финансовые последствия для этих государств будут, сомневаться не приходится. Если налог появится, то экспортерам, чтобы продавать свою продукцию в Европе, придется дополнительно платить за выбросы", — указывает эксперт.

Риски Казахстана

На протяжении последних лет Европа остается крупнейшим торговым партнером Казахстана. В 2020 году на ЕС пришлось 39% всего экспорта (на Россию – 10,4%, на Китай – 19,2%). При этом свыше 70% всех поставок составили минеральные и топливно-энергетические продукты, еще 15% – металлы и изделия из них. Именно эти группы товаров могут попасть под трансграничный налог.

По оценкам директора департамента внешнеторговой деятельности министерства торговли и интеграции Казахстана Алии Алимбетовой, из-за налога нефтяной сектор страны может потерять $3-4 млрд, а металлургический – около $350 млн.

Токаев призвал не спекулировать вопросами экологии в делах торговли

Ранее председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков заявил, что с появлением сбора поставки нефти в Европу станут невыгодными.

Казахстанские металлурги действительно могут оказаться в затруднительном положении после введения налога, поскольку конкурентоспособность их продукции на европейском рынке снизится из-за ценового фактора, предупреждает заместитель исполнительного директора ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана (АГМП) Максим Кононов.

"Ситуация усугубляется тем, что новый Экологический кодекс Казахстана подразумевает обязательства предприятий первой категории, к которой фактически относятся все крупные металлургические предприятия, с 2025 года приступить к внедрению наилучших доступных техник. Это предполагает необходимость значительных инвестиций. Таким образом, металлурги могут оказаться под "двойным ударом", — объясняет он.

Борьба с конкурентами

Появление трансграничного налога нанесет удар и по нефтяному сектору Азербайджана, не сомневается доктор экономических наук Эльшад Мамедов. Более 90% экспорта республики составляет сырая нефть – избежать углеродного следа при ее добыче просто невозможно, добавляет он.

"В Азербайджане каких-то больших объемов с точки зрения переработки сырья и его дальнейшего экспорта в страны Евросоюза нет. Мы преимущественно поставляли и поставляем сырую нефть и газ. Избежать углеродного следа невозможно. Нельзя добывать нефть и при этом не допускать выбросы углерода. Эта практически неосуществимая задача", — объясняет специалист.

По его мнению, главная цель трансграничного сбора заключается не в заботе об экологии, а в том, чтобы "загнать экспортеров в ловушку неэквивалентного торгового обмена".

"Эпопея с налогом рассчитана на то, чтобы "выбить" у крупнейших энергетических держав дополнительные ресурсы. Европа и так делала этого в течение последних десятилетий, импортируя сырье и возвращая странам готовую продукцию", — продолжает собеседник Sputnik.

Так или иначе, с введением налога страны-экспортеры постараются компенсировать свои потери. Сделать это можно, договорившись об уровне добычи или повышении цены на нефть, рассуждает глава азербайджанского Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.

Найти другие рынки

В условиях ужесточения европейского углеродного регулирования поставщики из Казахстана и Азербайджана, должны переориентироваться на новые рынки сбыта, считают опрошенные Sputnik эксперты.

"Если европейское направление станет обременительным, то Казахстану придется искать и прорабатывать альтернативные маршруты. Одним из них может стать восточный сосед Китай", — говорит департамент аудиторских услуг KPMG в Центральной Азии Сергей Нездемковский.

По словам Эльшада Мамедова, Россия, Азербайджан и Казахстан должны развивать региональное сотрудничество и обратить внимание на рынки постсоветских стран.

Впрочем, в обозримом будущем Европа не откажется от нефти и продуктов нефтепереработки, несмотря на громкие заявление о скором переходе на безуглеродные энергоносители, предполагает Дмитрий Коптев. Вероятно, считает эксперт, налоговый механизм будет скорректирован таким образом, чтобы удовлетворить все стороны.

1036
Алматы, виды города

Когда появится интернет в отдаленных районах Алматы

36
В управлении цифровизации города рассказали о сроках появления интернета в отдаленных районах южной столицы

АЛМАТЫ, 22 июн — Sputnik. Доступ к Всемирной сети должен появиться у жителей Алатауского, Наурызбайского и Турксибского районов к 1 сентября, сообщил специалист управления цифровизации Арын Амантай. 

"Нельзя говорить, что нет доступа к интернету. Это точечное обрабатывание. В том же Алгабасе есть такие адреса, где на одной улице есть интернет, а на другой просто связи нет. Поэтому ставить вопрос, что нет интернета вообще, это неправильно и некорректно", - сказал он на общественном слушании о дошкольном и общем среднем образовании в Алматы.

На сегодняшний день управление цифровизации вместе с компанией НЛС прорабатывает в виде пилота основные микрорайоны, где наблюдались проблемы с доступом в интернет.

"Это Наурызбайский, Алатауский и Турксибский районы. В микрорайоне Нуршашкан в Турксибском районе и микрорайоне Тастыбулак в Наурызбайском в виде пилота уже провели работы по монтажу кабелей и со следующей недели уже начнем принимать заявки и отрабатывать по каждому дому", - добавил Амантай.

Он сообщил, что в Алатауском районе по анализу управления цифровизации совместно с управлением образования выделены следующие микрорайоны – Мадениет, Боралдай, Алгабас, где были остро озвучены проблемы.

"В прошлом году, когда у нас был карантин, мы устанавливали базовые станции от мобильных операторов. Острые проблемы были в Кенсае в горной местности", - отметил он.

Сейчас управление цифровизации работает с компанией, чтобы к 1 сентября обеспечить интернетом отдаленные районы. Уже в 10 микрорайонах проведены монтажные работы, и уже со следующей недели, с начала июля приступят к отработке заявок от частных домов, заключил Арын Амантай.

Сагинтаев рассказал, когда в новых микрорайонах Алматы будет хороший интернет

В начале июня аким Алматы Бакытжан Сагинтаев сообщал, что реализуется новый пилотный проект с технологией фиксированного беспроводного доступа к интернету. У жителей новых микрорайонов города будет возможность получить стабильный сигнал в 96 Мбит/сек, отмечал он.

Проект, по словам главы мегаполиса, охватывает микрорайоны Альмерек (600 зданий, 420 абонентов), Алгабас (1 500 зданий, 1050 абонентов), Нуршашкан (400 зданий, 280 абонентов) и Таусамалы (1 000 зданий, 700 абонентов).

Перебои с интернетом объяснили в "Казахтелекоме"

36
Теги:
районы, Алматы, интернет
Овощи на рынке. Морковь с ценником

Казахстан договорится с соседями о поставках картофеля и моркови

156
(обновлено 14:58 22.06.2021)
О форвардных договорах на будущий фермерский урожай овощей договариваются в Минторговли

НУР-СУЛТАН, 22 июн — Sputnik. Министр торговли и интеграции Казахстана Бахыт Султанов отправится в соседние азиатские страны, чтобы обсудить с ними заключение форвардных договоров о взаимной поставке овощей.

Султанов рассказал, что ведомство планирует проводить с соседними странами, например, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, контрактную работу, которая позволит обеспечить стабильное наличие овощей на внутреннем рынке в межсезонье.

"Я буквально сегодня уезжаю в среднеазиатские государства для того, чтобы отработать форвардные договора по взаимной поставке, например, того же картофеля, лука, моркови, капусты", - сказал Султанов на отчетной встрече с населением.

Форвардные контракты (то есть контракты, заключаемые с фермерами заранее, на будущий урожай) позволят Казахстану зафиксировать цену на импортные овощи на определенном уровне.

"А не как у нас в народе говорят, "заряжаемая" посредниками цена, которая в межсезонье в ажиотажном спросе выдает такую большую цену. Такую работу мы хотим наладить и через информационные системы. Опять-таки, это не государство должно выкупать, это должны работать между собой бизнес-структуры. Поэтому я беру с собой соответствующую делегацию в Таджикистан и Узбекистан", - добавил Султанов.

Когда снизятся цены на картофель в Павлодарской области

По информации министерства, Казахстан в период массового сбора урожая может поставить в соседние страны порядка 765 тысяч тонн овощей.

При этом Казахстан может своевременно обеспечить себя 280 тысячами тонн импортных ранних овощей. В результате ожидаемая динамика колебания цен на эти продукты будет находиться в коридоре 7-10%, добавили в Минторговли. По информации министерства, в список стран, с которыми Казахстан хотел бы заключить форвардные договора, также входят Россия и Иран.

Токаев дал поручения по снижению цен на продукты

156
Теги:
соседи, закуп, морковь, картофель, Казахстан
Дорожная авария, иллюстративное фото

Жуткое ДТП на трассе Карабутак-Костанай: погибли трое, еще двоих отвезли в больницу

0
(обновлено 18:19 22.06.2021)
Водитель легковушки вылетел на "встречку" и столкнулся с грузовиком

АЛМАТЫ, 22 июн — Sputnik. В Актюбинской области водитель не справился с управлением и столкнулся с грузовиком. На месте аварии скончались трое человек, двоих доставили в больницу.

Смертельная авария на трассе Карабутак-Костанай
© Photo : Polisia.kz
Смертельная авария на трассе Карабутак-Костанай

ДТП случилось в понедельник, 21 июня в 17:21.

"57-летний водитель автомобиля Lifan на трассе Карабутак-Костанай выехал на полосу, предназначенную для встречного движения, и допустил столкновение с грузовой автомашиной MAN под управлением гражданина Российской Федерации", - сообщает портал Polisia.kz.

В результате водитель Lifan и два пассажира 41 и 62 лет скончались на месте. Еще двух человек, 52-летнюю женщину и 48-летнего мужчину, доставили в Айтекебийскую районную больницу.

Смертельная авария на трассе Карабутак-Костанай
© Photo : Polisia.kz
Смертельная авария на трассе Карабутак-Костанай

Начальник областной актюбинской полиции Атыгай Арыстанов отметил, что основными причинами происшествий по вине водителей всех видов транспортных средств являются превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил маневрирования и проезда перекрестков, а также управление транспортом в нетрезвом состоянии.

Напомним, в тот же день, 21 июня, на перевале Мукыры в Алматинской области при столкновении легковушки с грузовиком погибли два человека.

В прошедшую субботу на автодороге Алматы - Кокпек-Коктал произошла крупная авария, в которой погибли семь человек. Среди погибших четверо детей, один из них четырехмесячный младенец.

0
Теги:
больница, погибшие, Костанай, ДТП