Болашак

Коррупционные риски нашли в программе "Болашак"

634
(обновлено 14:12 17.04.2020)
Коррупционными назвали поэтапность туров и языковые курсы программы зарубежного обучения "Болашак"

НУР-СУЛТАН, 17 апр — Sputnik. Сотрудники Агентства по противодействию коррупции озвучили итоги внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности Центра международных программ "Болашак", передает корреспондент Sputnik Казахстан.

По информации руководителя управления анализа коррупционных рисков департамента превенции агентства Талгата Садинова, в процессах конкурсного отбора стипендиатов потенциальные риски связаны с отсутствием четкой регламентации этапов конкурса, а также большое их количество (6 туров).

Какие изменения ждут стипендию "Болашак"

"На каждом из них имеется возможность принятия необъективного решения о прохождении либо непрохождении очередного тура претендентами. При этом проведение половины этапов проводятся сторонними организациям по тестированию без соответствующего сопровождения со стороны центра", - сообщил Садинов во время брифинга.

Он отметил, что требует пересмотра деятельность независимой экспертной комиссии по отбору претендентов, а также необходимо усилить профессиональный уровень ее членов, усовершенствовать сам процесс формирования состава комиссии.

Также коррупционные риски имеются вследствие неурегулированности вопросов при организации языковых курсов, в частности максимальных сроков их прохождения. В результате это приводит к тому, что стипендиаты находятся на языковых курсах по несколько лет.

Выпускница "Болашака" стала вице-министром юстиции Казахстана

Специалисты агентства отмечают, что в самом процессе обучения необходима четкая, пошаговая регламентация работы по мониторингу успеваемости стипендиата, своевременному реагированию в случае неисполнения договорных обязательств, инициированию вопросов о лишении стипендии "Болашак".

"Процесс трудоустройства стипендиатов также требует урегулирования. Не гарантировано трудоустройство выпускникам, обучавшимся по категории "самостоятельно поступившие", и они вынуждены сами решать эти вопросы. Имеется возможность осуществления отработки за пределами Казахстана, а также в иностранных организациях, что нивелирует цель учреждения стипендии – применение полученных знаний в Казахстане", - добавил глава управления.

Талгат Садинов подчеркнул, что существенные риски выявлены и в процедурах зачета отработанных дней, а также снятия обременения с недвижимого имущества. Несовершенность данных процедур, по его словам, может способствовать принятию ответственными лицами решения по своему усмотрению.

Кому запретят учиться по программе "Болашак"

Руководитель управления агентства также отметил, что коррупционные риски при финансировании обучения и стажировок, в основном, связаны с нарушениями при ведении бухгалтерского учета и отсутствия интеграций информационных систем.

По итогам анализа агентство по противодействию коррупции дали рекомендации. По истечении шести месяцев антикоррупционная служба проведет дополнительный мониторинг по его исполнению.

Назарбаев: учреждение программы "Болашак" было верным решением

Программа "Болашак"

Стипендия "Болашак" была учреждена 5 ноября 1993 года постановлением первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Инициатива основана на идее содействия талантливой молодежи в получении качественного образования за рубежом для дальнейшего использования накопленного опыта на благо государства. Впервые группа казахстанских студентов была направлена в зарубежные вузы в 1994 году.

634
Теги:
коррупция, стипендия, Болашак
Работа школы-гимназии № 19 в Казани

Три главные проблемы, с которыми образование столкнулось в пандемию

57
Россотрудничество запустило 40 образовательных проектов, которыми воспользовались более 100 тысяч человек

НУР-СУЛТАН, 26 ноя — Sputnik. Кто легче всего адаптируется к онлайн-обучению, можно ли заменить традиционное образование виртуальными курсами и как "подружить" преподавателей в возрасте с соцсетями? Ответы на эти вопросы искали на форуме Россотрудничества.

Коронавирус – безусловно, явление негативное. Но даже здесь можно найти новые возможности для сферы образования. К такому выводу пришли спикеры форума по итогам реализации программ Россотрудничества за 2019-2020 годы в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики".

Мероприятие состоялось 26 ноября в международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня".

За время реализации проекта Россотрудничество запустило 40 образовательных проектов, которыми воспользовались более 100 тысяч человек из 92 стран, рассказал заместитель руководителя агентства Павел Шевцов. Все эти программы объединяла общая цель – помочь школьникам, студентам и педагогам разобраться в новых технологиях, ведь современная жизнь уходит "в цифру": все больше вопросов можно решить онлайн, от покупок до оплаты коммунальных платежей.

Россотрудничество поддержит частные школы, работающие по российским программам

Но если в 2019 году часть мероприятий Россотрудничества проходила очно, в 2020-м из-за пандемии почти все проекты действовали онлайн. С одной стороны, программе это даже пошло на пользу – все-таки в их рамках готовят кадры для цифровой экономики, а тут процесс цифровизации ускорился сам собой. С другой, пандемия выявила проблемы, с которыми сталкиваются в интернете как учащиеся, так и преподаватели.

Цифровое неравенство значит социальный разрыв

По словам председателя российского общества "Знание" Любови Духаниной, пандемия усиливает разрыв между технически подкованными людьми и гражданами, у которых нет соответствующего оборудования для перехода в онлайн, либо знаний в области медиаграмотности.

"Поэтому важны не только проекты, ориентированные на IT-специалистов, но и проекты массовые", - заявила она.

Только в 2019 году Россотрудничество организовало 250 массовых мероприятий: дни виртуальной реальности, VR-музеи, обучающие курсы и бизнес-хакатоны – командные соревнования для разработчиков инновационных проектов. И что самое важное, онлайн-платформы были доступны для всех – например, можно было смотреть экспозиции в музее без очков виртуальной реальности или подключиться к большинству программ с телефона.

Нужны ли преподаватели в эпоху онлайн-обучения, рассказал глава Россотрудничества

Проблема поколений

Сложнее всего адаптироваться к онлайн-формату занятий оказалось педагогам так называемой "старой школы" - в повседневной жизни они нечасто пользуются интернетом. Восполнить пробелы в медиаграмотности преподавателям русских школ помогает проект "Цифровой куратор", говорит Любовь Духанина.

"Этот проект распространился на Беларусь, - рассказывает она. – Фактически учителя Беларуси получили еще одну профессию, потому что, пройдя профподготовку в сфере цифровой грамотности, они теперь могут делиться знаниями с другими".

Курсы цифровой грамотности прошли 1 800 человек, среди них – не только учителя Минска, но и других городов: Бобруйска, Бреста, Гродно, Орши, Марьиной Горки и Слонима.

"Мы рассказывали преподавателям не только о том, как создавать свои собственные образовательные медиапродукты, но и о вещах, которые пригодятся им вне работы – как защитить себя при работе с платежными системами или в социальных сетях", - поясняет Любовь Духанина.

Курсы повышения квалификации помогают педагогам еще и понять молодежь. К примеру, сами активно используя онлайн-инструменты, учителя понимают, что дети способны воспринимать большие тексты в интернете, нужно лишь правильно их оформить. Сейчас проектами для педагогов интересуются в Казахстане и Узбекистане.

Дорога перемен – какие реформы ждет Россотрудничество в этом году

Детям нужен особый подход

"Лучше всего онлайн-программы усваивают дети", - считает Павел Шевцов.

Его мнение подтверждают авторы проекта "Инжинириум", созданный МГТУ имени Баумана при поддержке Россотрудничества.

"Инжинириум – это сеть образовательных центров, в котором уже приняли участие 7 тысяч детей из 40 стран, - рассказывает заместитель директора центра "Композиты России" на базе университета Маргарита Стоянова. – У нас есть точка в Казахстане, в Алматы, где ведутся занятия по программированию, 3D-моделированию и робототехнике. А наши онлайн-курсы востребованы не только в СНГ. Например, к нам подключаются из Австралии, потому что наши программы доступны на русском с английскими субтитрами. И это эффективная популяризация не только инженерии, но и русского языка. Учить язык всегда легче через вещи, которые тебя интересуют".

Россотрудничество запустит новые образовательные проекты – Примаков

Разумеется, развитие онлайн-среды не заменит традиционного образования, считает Стоянова. В этом году "Инжинириум" провел выставку "Новые цифровые технологии в школе" в очном формате в Беларуси.

"Пусть с учетом ограничений, пусть без привычной толпы, но мы смогли провести это мероприятие и отвлечь детей от гнетущих новостей о пандемии, - подытожила Маргарита Стоянова. – И нам, организаторам, и детям не хватает этой атмосферы. Для сотрудничества важно общение. Надеюсь, в 2021 году мы сможем встретиться в привычном формате".

57
Теги:
пандемия, образование, Россотрудничество
Торжественная линейка в школе Байконыра

Байконыр: почему казахстанцы отдают детей в российские школы

3277
(обновлено 16:16 25.11.2020)
Байконыр (Байконур) - самый необычный город Казахстана, поскольку его до 2050 года арендует Россия, а значит город будто живет "двойной" жизнью. Например, здесь сформированы две системы образования - казахстанская и российская

У жителей Байконыра есть выбор: отдавать детей в казахстанские школы или в российские, и почти четверть казахстанских школьников выбирают российскую систему образования. Почему?

Правда и мифы о городе, где расположен Байконур

Что не понравилось сенатору

Сейчас в Байконыре живут более 77 тысяч человек, из них 70% - казахстанцы. Почти 9 300 человек - школьники. В пяти казахстанских школах по казахстанской программе обучения занимаются 5 236 детей, еще 4 049 детей учатся в семи школах с российской программой обучения.

Казахстанский сенатор Мурат Бактиярулы посчитал неправильным, что среди детей, которые посещают российские школы, 1 507 ребят - казахстанцы.

"Такая ситуация осложняет сдачу ЕНТ после окончания учебы и поступление в казахстанские вузы. Это связано с тем, что обязательные предметы тестирования – история Казахстана, казахский язык и казахская литература - в школах с российской программой не преподаются", - сообщил Мурат Бактиярулы.

Он обратился с запросом к премьер-министру Аскару Мамину и попросил посодействовать решению этого вопроса.

Корреспондент Sputnik Казахстан попыталась разобраться, почему немалая часть казахстанцев в Байконыре отдает детей в российские школы, учиться по российской программе обучения. Может, им не хватает мест в казахстанских школах? Или дети нацелены на поступление не в казахстанские вузы? Какие еще причины могут подтолкнуть родителей к такому выбору? Мы поговорили с некоторыми из них и узнали их мнение по этому поводу. Но сначала - об условиях в системе образования.

Хватает ли казахстанцам своих школ

До 2015 года все дети учились только в российских школах - других не было. Но с 2015 года несколько организаций среднего образования перешли в юрисдикцию Казахстана и стали обучать детей на казахском и русском языках и по казахстанской программе.

Как космонавт Аимбетов готовился к Тотальному диктанту

В казахстанских школах нашего корреспондента заверили, что как минимум с нехваткой отечественных школ в городе теперь проблем нет, всех школьников готовы обеспечить и местами, и учебниками, и другим необходимым инвентарем.

Об изучении казахского языка и истории в школах РФ

Математика, физика, химия, биология и другие точные науки или те, что касаются области естествознания, плюс-минус преподают одинаково во всех школах планеты: где-то учителя сильнее, где-то слабее, но в целом все дети в мире, обучающиеся в школах, учат таблицу умножения, теорему Пифагора и законы Ньютона. 

Вопрос встал с гуманитарными предметами - такими как казахский язык, казахская литература и история Казахстана.

"С 2019 года совместно с администрацией города Байконыр рассматривается вопрос изучения этих предметов в подведомственных администрации города российских школах, - сообщили в акимате Кызылординской области. - Была организована встреча с замглавы администрации Байконыра".

На встрече российская сторона известила казахстанскую, что преподавание этих трех предметов в образовательных организациях РФ Байконыра в 2020-2021 учебном году рассматривается за счет кружковых часов. Правда, на кружках выучить казахский язык, чтобы потом успешно сдать ЕНТ, трудно.

"Строго секретно": как "Тайга" превратилась в Байконур

В акимате считают, что предпочтительнее всего школьником осваивать предметы по стандартной программе, принятой в школах Казахстана, в идеале - вести эти самостоятельные дисциплины для тех, кто хочет их изучать.

"Управление образования Байконыра выяснило, что 253 учащихся (казахстанцев в российских школах - Sputnik) изъявили желание в этом учебном году изучать историю Казахстана и 213 учащихся – казахский язык и литературу", - сообщили в акимате области. Но в этом году эти предметы преподавать все-таки не будут.

В акимате отмечают, что, возможно, вопрос этот будет теперь поднят казахстанской стороной на уровне межправительственной комиссии по комплексу "Байконур".

Существует ли дефицит преподавателей

Нехватка кадров в принципе есть в Кызылординской области, например, не хватает учителей русского языка для казахоязычных школ. В Байконыре же, чтобы обеспечить кадрами школы и больницы, врачам и педагогам, желающим работать в городе, дают квартиры.

"За счет средств Казахстана в 2019 году завершено строительство пяти 50-ти квартирных жилых домов по программе "Нұрлы жер", общая площадь которых составляет 15 700 квадратных метров", - сообщили в управлении по обеспечению деятельности специального представителя президента Казахстана на комплексе "Байконур".

Дома подключены к центральному водоснабжению и канализационной сети. Для обеспечения их теплом и горячей водой установлена автономная паровая котельная на природном газе. Квартиры распределены среди жителей города Байконыр, граждан Казахстана, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий в администрации города, в том числе выделены служебные квартиры казахстанским специалистам, таким как врачи и педагоги.

В Нур-Султане не хватает более 2 000 учителей

Тем не менее в самом Байконыре утверждают, что в казахстанских школах города никакого дефицита педагогических кадров нет, так как ежегодно приходят в школы молодые специалисты, окончившие педагогические вузы, колледжи.

Например, в текущем учебном году принято на работу 18 молодых специалистов разных специальностей: казахского языка и литературы, английского языка, математики, начальных классов и других.

Исчезающий вид, или Почему хорошие педагоги в дефиците

Мнение родителей: доверие к кадрам и учебникам

Часть родителей, отдающих детей в российские школы, не намерена связывать будущее своей семьи с Казахстаном - эта причина наиболее понятна.

"Большинство тех школьников, что заканчивают российские школы, несмотря на гражданство Казахстана, не собираются учиться в местных вузах, - отметила жительница Байконыра, у которой дети - старшеклассники. - Мой ребенок, казахстанец, учится в российской школе, и им предлагали изучать историю Казахстана, казахский язык, но сын ответил, что будет поступать в один из университетов в России. В будущем он видит себя жителем России".

В России в два раза увеличат число мест для иностранных студентов

Однако часть родителей отдает детей в российские школы, несмотря на то, что в дальнейшем эти семьи намерены жить в Казахстане. Они считают, что историю Казахстана и казахский язык можно выучить и вне школы, по книгам и пособиям в интернете, а язык можно преподавать и дома. При этом знания по естественным и точным предметам они предпочитают получать в российских школах.

"Там много пожилых опытных педагогов, и, наверное, многие родители предпочтут отдать своего ребенка в школу с мощными учительскими кадрами, закаленными еще с советских времен", - рассказал другой родитель.

Кризис в казахстанской системе образования недавно признал министр образования Асхат Аймагамбетов, заявивший, что "наши дети не только мало читают, но и плохо понимают прочитанный текст".

Это позор - вице-премьер о низком месте Казахстана в рейтинге образования

Учитывая, что при СССР такой проблемы не возникало, и родители были уверены в качестве получаемых знаний, то тенденция доверять системе образования, наиболее приближенной к советской, объяснима.

Одна из жительниц Байконыра, сама преподаватель, отдала ребенка в российскую школу, потому что ей кажутся более предпочтительными учебники российской программы.

"Казахстанская программа нам не подходит, она слишком сложная, - считает она. - Я сама педагог, учитель английского языка, и, посмотрев казахстанские учебники английского языка для начальных классов, могу сказать только, что они не подразумевают обучение языку с азов, с самого начального уровня".

По ее мнению, в российских школах учебники как раз адаптированы под то, чтобы дети начинали изучать английский язык постепенно.

Автор учебника по истории Казахстана извинился за грубые ошибки

Того же мнения придерживается репетитор по нескольким предметам со стажем работы в 15 лет:

"Я занимаюсь в том числе с детьми, обучающимися по казахстанской общеобразовательной программе. Они учатся в казахстанской школе в классах с русским языком обучения. Родители утверждают, что думают над переводом детей в российские школы, в том числе из-за учебников. По их мнению, российские учебники наполнены доступным для понимания ребенка материалом, программа дается поступательно, темы перетекают одна в другую", - отметил он.

Ошибки в учебниках: кто виноват и когда их исправят - ответ Аймагамбетова

По его мнению, в российских учебниках даются подробные объяснения, а в казахстанских, на его взгляд, пояснений не хватает, и если ученик прослушал объяснения учителя на уроке или сразу не ухватил тему, то потом догнать предмет по учебнику уже сложновато.

"Такое ощущение, что Казахстан перешел в своих школах на программу Оксфорда, - комментирует репетитор. -  Родителям приходится тратить деньги на репетиторов, которые дополнительно объясняют школьникам то, что им просто непонятно. В самих учебниках тоже хватает ошибок. А уровень преподавания тоже сильно зависит от качества учебников", - отметил он.

Таким образом, получается, что российские школы в Байконыре выбирают не только те семьи, которые в будущем намерены покинуть Казахстан. И хотя нынешнее российское образование точно так критикуют сами россияне, как и казахстанцы критикуют казахстанское образование, но в Байконыре родителям предоставлена возможность проголосовать "ногами", что они и делают.

Более того, часть казахстанских родителей, в том числе в казахских семьях, и за пределами Байконура выбирает обучать детей в российских школах, на онлайн-обучении - и они сделали это еще до начала пандемии.

Почему казахстанцы выбирают российские интернет-школы

Отметим еще один нюанс, касающийся конкретно нынешнего учебного года: в российских школах занятия проводятся офлайн, то есть дети приходят в классы и сидят на занятиях за партами, как обычно, тогда как занятия в казахстанских школах проводятся удаленно. И, как показывает общественное мнение, родители в большинстве предпочитают первый вариант для своих детей.

Ученики российских школ Байконыра с 1 сентября учатся очно

3277
Теги:
школьники, Казахстан, Россия, школа, Байконур
Темы:
Школа-2020: дежурные классы и дистанционка
Электрические сети

Еще 450 бесхозных сетей передадут на баланс города в Алматы

0
В настоящее время ведутся работы по подготовке актов приема-передачи. Речь идет не только об электросетях, но и о водопроводе

АЛМАТЫ, 27 ноя — Sputnik. В Алматы выявлено более 400 объектов бесхозных инженерных сетей в семи районах южной столицы. Их передадут в коммунальную собственность города, сообщили в акимате.

В городской администрации выявили еще 450 объектов бесхозных инженерных сетей в семи районах города. Из них:

  • трансформаторных подстанций — 146 штук;
  • электрических сетей — 253,6 километра;
  • тепловых сетей — 19,7 километра;
  • водопроводных сетей — 66,4 километра;
  • канализационных сетей — 24,1 километра.

Мамин поручил продолжить выявление и принятие на баланс бесхозных электросетей

По ним имеется положительное решение суда для передачи в коммунальную собственность для дальнейшего обслуживания.

Из них 129 объектов передано в АО "Алатау Жарык Компаниясы" на безвозмездной основе.

По 77 объектам сетей водоснабжения общей протяженностью 50,7 километра и по 63 объектам сетей водоотведения протяженностью 15,1 километра подготовлены постановления акимата города Алматы по передаче сетей в "Алматы Су" на безвозмездной основе.

По 49 объектам сетей теплоснабжения подготовлено постановление акимата города Алматы по передаче сетей в ТОО "Алматинские тепловые сети" на безвозмездной основе.

В настоящее время ведутся работы по подготовке актов приема-передачи.

Энергокомпании в Казахстане задолжали за газ миллиарды тенге

Напомним, по поручению акима Алматы Бакытжана Сагинтаева в 2019 году в коммунальную собственность города принято 170 объектов бесхозных электрических сетей в шести районах.

Данные сети переданы постановлением акимата в АО "Алатау Жарык Компаниясы" на безвозмездной основе для дальнейшего обслуживания.

0