Почему казахстанцы боятся посмертного донорства? Острые вопросы заданы Минздраву

© Sputnik / Александр Кряжев / Перейти в фотобанкМедицинские инструменты, архивное фото
Медицинские инструменты, архивное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
В Минздраве критику нового кодекса о здоровье разделили на две части: на вопросы жизни и смерти. Что сказали в ведомстве противникам новых правил, читайте в материале Sputnik

НУР-СУЛТАН, 23 дек — Sputnik, Ксения Воронина. В Минздраве опровергли информацию из соцсетей о том, что с введением нового кодекса о здоровье люди начнут пропадать без вести и будет процветать торговля человеческими органами.

Министерство здравоохранения проанализировало поступающие от граждан вопросы и недовольство по поводу отдельных пунктов кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения Казахстана и ответило на самые острые из них во время встречи с гражданами в Медицинском университете "Астана".

"Три года шла разработка кодекса, полтора года – обсуждения и споры как среди специалистов, так и с общественностью, непрерывные доработки, развернутые публикации. Сейчас, когда он внесен в парламент, появилась критика. Мы проанализировали. Кодекс состоит из 282 статей и более 1 000 пунктов. Дискуссию вызвало около 100 пунктов", - сказала вице-министр здравоохранения Лязат Актаева.

Фейки и вбросы: почему казахстанцы против кодекса о здоровье

Среди них оказались как новеллы, так и пункты, "перекочевавшие" в новый кодекс из действующего законодательства.

"Мы условно разделили всю критику на вопросы жизни и смерти. Начну с вопросов жизни", - сказала Актаева.

Казахстанцам запретят курить?

Статья 115 практически подрывает торговлю табачными изделиями, вводя серию жестких ограничений, связанных с рекламой и пропагандой курения, а также доступом к сигаретам.

"Статья вызвала много возмущения, но давайте обратимся к мировой практике. В Австралии табачная продукция спрятана в такие шкафы без всякой рекламы. Покупатель вынужден специально просить, чтобы ему открыли. Ни дети, ни подростки не видят сигареты рядом с собой у кассы. В результате в Австралии уровень курения в полтора раза ниже, чем в Казахстане - 13% у них против 22% у нас", - приводит данные Актаева.

По тому же принципу в кодексе предлагается ограничить торговлю во всех магазинах страны.

"А также мы хотим еще больше ограничить рекламу и спонсорство табака. Хочу напомнить, что ежегодно 25 тысяч казахстанцев умирает из-за курения", - указала Актаева.

Нигматулин о новом Кодексе о здоровье: не надо торопиться с выводами

Скрининг – зачем государство собирает информацию о людях

Минздрав хочет сделать медицинские осмотры – скрининги - обязательными и бесплатными. Почему-то эта норма вызвала множество протестов. Люди считают, что таким образом государство намерено устроить "слежку", а также использовать информацию для торговли органами.

"Скрининги нужны для того, чтобы на ранней стадии выявлять заболевания, пока их лечение не требует дорогостоящих вложений", - пояснила Актаева.

Она отметила, что благодаря пилотному проекту обязательного медстрахования (ОСМС) в Карагандинской области было выявлено 600 людей с подозрением на онкологические заболевания первой стадии за первые два месяца.

"У 80% из них, по нашей статистике, диагноз подтвердится. Все они получат лечение на ранней стадии, практически все они выживут. Без этих скринингов они бы пришли с болезнью на четвертой стадии, когда помочь было бы уже нельзя. Потенциально скрининги спасут не менее 40 тысяч граждан", - уверена Актаева.

Каждый год врачи начнут дополнительно спасать 40 тысяч человек только от рака, а есть еще и другие смертельные заболевания, отметила она.

Минздрав объяснил новации Кодекса о здоровье

Государство "продалось" фарм-компаниям?

Актаева отмечает, что в обществе большой страх перед некачественными вакцинами.

"Я приглашаю журналистов и ведущих блогеров в пресс-тур. Мы просто покажем весь процесс закупа и хранения вакцин, чтобы все убедились в их высоком качестве", - объявила Актаева.

А также рассказала, чем грозит отказ от обязательной вакцинации.

Аружан Саин о вакцинации: у родителей должен быть выбор

"В России произошло увеличение заболеваемости дифтерией после того, как начался массовый отказ от вакцин в 80-х годах. В мае 2010 года главной мировой новостью стала вспышка полиомиелита в Таджикистане. Только лабораторно подтвержденных случаев было свыше семисот, 21 человек умер. Главным образом, пострадали маленькие дети в возрасте до пяти лет. Большинство из них навсегда потеряли возможность нормально передвигаться, ведь возбудитель болезни — полиовирус — поражает нервную систему и за считанные часы приводит к параличу.", - отметила она.

Также она сообщила, что статистически число антипрививочников не превышает 2%, что пока позволяет сдерживать распространение опасных заболеваний. Однако, есть страны, в которых ситуация уже стала критической.

Коклюш вернулся в Северный Казахстан из-за отказов от вакцинации

Врачи хотят всех сделать "психами" и подсадить на таблетки?

В новом кодексе предполагается разрешение о постановке диагноза "Депрессия" на уровне поликлиники. Это сделано для того, чтобы, во-первых, не стигматизировать психиатрию – казахстанцы боятся обращаться за помощью к профильному врачу из-за "психофобии" в обществе. А иной раз и вовсе не могут сами понять, что им нужна помощь такого рода.

"В мировой практике врач-терапевт проводит скрининг на депрессию. Пациент проходит опрос. И врач может определить, есть ли риск развития депрессии. Очень важно на уровне ПСМП внедрить это, чтобы диагностика психического здоровья стала доступной. И мы должны уйти от стигматизации населения, что слово "психиатр" является страшным и несет какую-то угрозу", - подчеркнула она.

Врачи будут отбирать детей через опеку из-за отказа от вакцин?

В Казахстане существует норма обращения в органы опеки при отказе от лечения.

"Когда родители отказываются от лечения ребенка, а его жизни угрожает опасность, это действующая норма. А мы добавляем, что при угрозе развития осложнений заболевания у врачей также есть право обращения в органы опеки", - сказала Актаева.

Врачи не могут проводить принудительную госпитализацию. А у органов опеки есть право проводить профилактическую работу с семьей.

"В мировой практике отказ от лечения называется "жестокое обращение с детьми". У нас есть факты, когда у ребенка развивается почечная недостаточность, а родители отказываются от гемодиализа. Или онкологическое заболевание, а родители отказываются от химиотерапии, едут к знахарям, отказываются от традиционных методов лечения. Задача врача - бить тревогу, поэтому норма очень важна", - подчеркнула Актаева.

Казахстанка заявила о смерти ребенка после прививки

Казахстан собирается торговать органами на мировой арене?

В соцсетях высказываются опасения о том, что с введением нового кодекса будет процветать торговля органами.

"В кодексе ясно сказано - купля-продажа органов и тканей запрещена. Одно это предложение на 100% разрушает всю эту теорию заговора", - говорит Актаева.

В одной из петиций, запущенных в социальных сетях, написано, что "…органы изъятых у умерших граждан Казахстана возможно вывозить из страны для нужд иностранцев, ожидающих трансплантацию…"

"Это полная ложь! На самом деле - только от казахстанца казахстанцу! О чем свидетельствует статья 222 пункт 2 подпункт 1. Эта фраза объединяет наших граждан - как находящихся за пределами, например, в командировке или туристической поездке, и проживающих соответственно в гостинице и имеющих временную регистрацию у зарубежных властей, и постоянно проживающих по каким-то адресам, и соответственно, имеющих другой вид регистрации у зарубежных властей", - отмечает спикер.

Под нее попадают: студенты, учащиеся за рубежом, люди на ПМЖ, сотрудники международных организаций, моряки, дипломатические работники.

"Как видите, ни о каких иностранцах и речи нет", - подчеркнула Актаева.

Правозащитники заявляют об абсурдных поправках в закон

Кроме того, вопреки распространяемой в Сети информации, за родственниками погибших остается право выражать свое несогласие на изъятие органов у умершего человека.

Следующая норма - "прижизненное согласие человека стать донором после смерти" - подается как новелла. Однако в Казахстане действует модель презумпции согласия на посмертное изъятие тканей и органов после смерти для трансплантации – с 2015 года.

Принудительное изъятие и пересадка запрещены.

Вместе с тем, в Казахстане в данный момент в "листе ожидания" стоит 3 128 человек:

  • почки необходимы 2706 пациентам, из них 69 детей;
  • печень - 295 человек, из них шесть детей,
  • легкие - семь человек,
  • сердце - 120 человек, 13 из них дети.

Трансплантация сердца и легких возможна только от трупного донора.

"Без нового кодекса они просто погибнут. Подумайте о них, когда репостите или комментируете очередную информационную "утку" или фейк. Напишите слова правды. Слова жизни, а не смерти", - призывает Актаева.

Еще одна манипуляция – что врачи не станут спасать человека, чтобы забрать его органы, до того, как он действительно умрет. А также имеют "право" самовольно отключать человека от аппаратов жизнеобеспечения.

"Чтобы определить, умер человек или нет, необходимо обладать медицинской квалификацией и определять четыре признака смерти, включая смерть головного мозга, причем все вместе, и потом подписать это заключение консилиумом", - говорит Актаева.

А если родственники хотят и после этого держать включенными аппараты поддержания жизнедеятельности, они могут это делать - но уже за свой счет, а не за государственный. Это статья 170 (пункты 3 и 4).

Вместе с тем, отключение невозможно без согласия близких даже при решении изъятия органов для трансплантации.

"Потому что при отключении аппарата надо согласовать с родственниками дальнейшее поддержание жизнедеятельности функции органов за счет финансовых средств родственников. Если они согласны на изъятие органов в целях трансплантации, то тогда поддержание функций органов будет за счет государства", - пояснила Актаева.

Врачам разрешат забирать "бесхозные" тела: появится много пропавших?

В мажилисе парламента в проекте кодекса отрабатывается поправка о том, что в качестве анатомического дара, помимо завещанных тканей и органов, признаются также тела лиц, не опознанные и не востребованные в течение календарных десяти дней после проведения судебно-медицинского исследования.

Таким образом, сроки передачи тела как анатомического дара для научных исследований приводятся в соответствие с уголовным процессуальным законодательством.

Умершие от насильственной смерти, самоубийства, несчастного случая не передаются как анатомический дар.

Около 15 человек умерло от кори, большинство - непривитые дети

Кому верить и как проверять информацию?

Чтобы не быть жертвами манипуляций, фальшивых вбросов и слухов, следует критически относиться к публикуемой в социальных сетях информации.

"Дух нового кодекса - это пациенты, которые знают свои права, изучают кодекс, читают новости министерства, а не по "испорченному телефону" пересказов и ошибок. У нас практически каждый час обновляется лента в Facebook, и мы готовы отвечать на все вопросы", - подытожила Актаева.

Отметим, что принятие нового кодекса ожидается летом 2020 года.

Лента новостей
0