Предрасположенность к тяжелой форме COVID-19 передается по наследству

© REUTERS / TOBY MELVILLEМедик в защитном костюме транспортирует пациента с коронавирусом в больницу
Медик в защитном костюме транспортирует пациента с коронавирусом в больницу  - Sputnik Казахстан, 1920, 23.02.2021
Способность организма быстро обнаруживать вирусные инфекции во многом определяется генетикой, пришли к выводу российские ученые

НУР-СУЛТАН, 23 фев — Sputnik. Российские ученые из Высшей школы экономики обнаружили генетическую предрасположенность к тяжелой форме COVID-19, сообщает РИА Новости. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Immunology.

Один из ключевых механизмов, используемых человеческим организмом для борьбы с вирусными инфекциями – это Т-клеточный иммунитет. В его основе лежит процесс презентации - обнаружения вирусных пептидов на поверхности инфицированных клеток, за которым следует активация Т-лимфоцитов, способных убивать вирус.

HLA-I: вирус обнаружен

За презентацию вируса в клетках человека отвечают молекулы человеческого лейкоцитарного антигена класса I (HLA-I). Если эти молекулы хорошо находят вирусные пептиды, то иммунные клетки быстро его уничтожают.

Изжога может быть смертельно опасна – ученые

Набор из шести таких молекул уникален для каждого человека и передается по наследству, поэтому способность быстро обнаруживать вирусы во многом определяется генетикой.

Если же у человека набор генов плохо справляется с таким обнаружением, большая вероятность, что человек будет болеть тяжело.

Риск тяжелой степени болезни оценила программа

Исследователи с факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ вместе с коллегами из Российского национального исследовательского медуниверситета и московской городской больницы № 15 изучили взаимосвязь между генотипом HLA-I и тяжестью COVID-19.

С какой скоростью исчезает иммунитет после коронавируса

Ученые построили модель, которая обеспечивает интегральную оценку возможной мощности Т-клеточного иммунного ответа на COVID-19. Авторы предположили, что, если набор аллелей HLA-I позволяет эффективно презентовать пептиды вируса SARS-CoV-2, риск развития тяжелой формы COVID-19 будет минимальным, и наоборот.

Для проверки модели авторы проанализировали генотипы более 100 пациентов, перенесших COVID-19, и более 400 генотипов здоровых людей из контрольной группы.

Программа оценивала риск тяжелой формы заболевания в баллах от 0 до 100. Реальная клиническая картина показала, что прогнозная модель очень эффективна.

"В дополнение к обнаруженным корреляциям между генотипом и серьезностью COVID-19, предлагаемый подход также помогает оценить, как определенная мутация COVID-19 может повлиять на развитие Т-клеточного иммунитета к вирусу ", — приводятся в пресс-релизе слова руководителя исследования, декана факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ Александра Тоневицкого.

Какие привычки ведут к преждевременному старению, рассказала эксперт

Например, врачи смогут определять пациентов, у которых заражение новыми штаммами SARS-CoV-2 может привести к более тяжелым формам болезни.