Лима Диас

Не "причиняйте" добро: научились ли в Казахстане благотворительности

4372
(обновлено 22:42 22.02.2018)
На этой неделе мир отметил важный и емкий праздник – день социальной справедливости. Понятие глобальное и вбирает в себя множество факторов, отражающих благополучие в национальном масштабе

Корреспондент Sputnik Казахстан обратился к Лиме Диас, эксперту в сфере корпоративной социальной ответственности и благотворительности с вопросами о том, насколько в условиях капитализма актуально говорить о равных возможностях, солидарности и уважении прав человека.

– Лима, однозначного понимания того, что такое социальная справедливость нет, каждый вносит в него что-то свое. При этом у нас в стране, у многих это словосочетание в лучшем случае вызывает усмешку… не веря в то, что оно есть. Как социальную справедливость понимаете вы?

– Желание справедливости, в том числе социальной справедливости, это глубинная потребность любого человека. Поэтому очень логично, когда в определенный этап жизни человек начинает задумываться о ней и требовать ее.

Социальная справедливость – это не статичное состояние, это принцип, по которому выстраиваются отношения между личностью и обществом. Если вернуться к тезису о потребности справедливости, то стоит добавить, что социальная справедливость – это запрос на соблюдение человеческих прав, на возможность быть свободным. Это запрос человека на уважение и уважительное отношение общества к нему как к личности, вне зависимости от сферы: социальной, экономической или политической.

Лима Диас беседует с корреспондентом Sputnik Казахстан
© Photo : Дамир Кужаков
Лима Диас беседует с корреспондентом Sputnik Казахстан

– Но это ведь одна из любимых тем для обсуждения в нашей стране, когда затрагивают всю таблицу Менделеева и нефтяные запасы, а потом сравнивают эти богатства с размерами соцпособий и прожиточным минимумом…

– Разговоры типа "заберите деньги у богатых и отдайте бедным" я расцениваю, как простое перекладывание ответственности с себя на кого-бы то ни было. Когда люди не берут ответственность за свою жизнь, материальное благополучие и ситуацию, в которой они оказались, – это очень опасный путь. Он может привести к несправедливости.

Городище Кулан
© Photo : предоставлено ТОО "Археологическая экспертиза"
В какой момент чужой руке в вашем кармане будет достаточно? Тем более, что разделение благ поровну среди всех мы уже проходили в своей истории, ничем хорошим это не обернулось. Поэтому каждому из нас нужно брать на себя ответственность за свою жизнь и благополучие и искать новые пути того, как жить лучше, да, возможно, обращаясь к поддержке других.

Когда мы говорим о социальной справедливости, очень большую роль здесь играет бизнес, потому что бизнес – это работодатель, игрок, который влияет на экономику страны в большей или меньшей степени, завися от его размера.

Очень широкое и важное понятие – корпоративная социальная ответственность, когда бизнес говорит: да, я понимаю свою значимость и роль обществе, я отдаю себе отчет в том, что влияю на то, будем ли мы жить приближено к принципам социальной справедливости, будет ли она торжествовать в обществе или нет. Однако, при всем желании небольшая группа предпринимателей, не сможет решить проблемы всего общества.

– А наши бизнесмены созрели до того, чтобы брать на себя социальную ответственность?

– Сейчас у нас наблюдается очень хорошая тенденция. Наш бизнес становится все более и более осознанным. Один из таких хороших показателей, что многие маркетинговые и пиар-бюджеты, бизнес начинает развивать какие-то социальные проекты.

А бизнес очень эффективен именно в социальной сфере, потому что в решении социальных проблем, иногда не хватает взвешенного, четкого бизнес-подхода.

Считаю, что развитие корпоративной социальной ответственности — один из хороших примеров стремления к социальной справедливости.

– Лима, в какой момент у предпринимателей приходит осознание, что то, чем он занимается, может не только приносить деньги, но и быть социально важным и полезным для общества? И как быть с устоявшимся мнением, что чем богаче, тем жаднее?

– У человека, если он достаточно успешен в бизнесе, появляется желание помогать другим. Предположу, что корни этого немного эгоистичные, желание быть хорошим, когда человек начинает вступать в сделку со своей совестью. Это, наверное, и есть такой первый сигнал, что владелец бизнеса готов заниматься социальной ответственностью.

Но помимо, таких эмоциональных, "трогательных" мотивов, которые движут бизнесменами, есть еще очень четкие бизнес-выгоды и эффекты, которые благотворительность и социальная ответственность приносит предпринимателю. Пиар-эффект, он, безусловно, неоспорим.

Но есть еще ряд положительных моментов. Например, если крупный работодатель оказывает достаточное внимание семьям своих сотрудников, это не может не сказать на производительности труда. Еще очень важен GR эффект: помощь в решении социальных проблем воспринимается положительно со стороны государственных органов. Эта практика очень развита на западе, когда ответственные компании получают преференции от государства.

Сейчас у нас благотворительность, социальная ответственность лежит в поле "хорошо-плохо", "добро-зло". На самом деле эффективная благотворительность лежит гораздо глубже, чем просто эмоция, это сложная и серьезная тема, на которую я настоятельно рекомендую обратить внимание представителям бизнеса.

– А как обстоят дела с социальным предпринимательством у нас в стране? Ведь это отличная возможность реализоваться в бизнесе и помочь тем, кто в этом нуждается.

– В Казахстане сейчас начинают появляться социальные предприниматели, но им еще очень сложно, потому что до сих пор не определен понятийный аппарат. Наше законодательство, пока не готово принять понятие "социальный предприниматель", но в перспективе трех-пяти лет у нас будет четкое разделение: что такое предприятие, которое занимается благотворительностью, и что такое социальное предпринимательство. Это две разные вещи.

К сожалению, очень часто, наши граждане, обращаясь к предпринимателям с просьбой решить их финансово-бытовые проблемы, оперируют – у вас денег много, вы должны мне помочь. При этом любой бизнес создается с целью коммерциализации, получения прибыли. А вот если создается предприятие или производство изначально с целью изменить общество, то это подпадает в понятие "социальное предпринимательство".

А социальный предприниматель, в первую очередь, нацелен на решение какой-либо социальной проблемы, помощи какой-то определенной категории людей и это является единственной миссией социального предпринимателя и все его усилия, в том числе по заработку они направлены на эту миссию. Поэтому очень важно разделять коммерческого и социального предпринимателей.

– Одной из составных частей социальной справедливости является благотворительность. Тема для вас близкая, можно сказать родная. Как часто в фонд Самрук –Казына Траст, в котором вы работаете, люди обращаются с просьбой помочь?

– В фонд Самрук-Казына Траст в неделю поступает порядка пяти писем, как от физических, так и от юридических лиц. Многие из этих запросов сводятся к решению бытовых проблем. Как бы нам не хотелось, на личном, эмоциональном уровне, помочь всем мы не можем, ресурсов фонда не хватит на то, чтобы решить индивидуальные проблемы всех людей.

Поэтому мы решаем проблемы системно. Например, на протяжении нескольких лет, мы видели динамику обращений для помощи в реабилитации детей с нейро-ортопедическими диагнозами. Реабилитация таким детям нужна постоянно. Как правило, родители таких детей хотят, чтобы реабилитация проходила за рубежом — в Китае, Израиле, Германии.

Какое-то время в партнерстве с благотворительным фондом мы помогали людям отправлять детей на реабилитацию за рубеж. Но мы понимали, что этот путь неустойчивый, неэффективный. Всех детей вылечить мы не сможем, а реабилитация – это непрерывный процесс.

Мы приняли волевое решение прекратить отправлять детей за рубеж, но развивать инфраструктуру реабилитационных центров в Казахстане, чтобы наши дети от безвыходности не уезжали, а могли получить помощь рядом со своим домом. Накал этой проблемы сейчас сокращается, мы открыли несколько центров, развиваем реабилитологов, и это системное решение проблемы.

Если сказать коротко, то мы в фонде ищем корень проблемы и пытаемся работать с ним, а не с последствиями.

Качественная благотворительность – это не порыв души, это не про эмоции, сострадание, жалость и слезы. Людям действительно нужно помогать, а не сопереживать и вместе плакать. Задача благотворительности в том, чтобы проникнуться проблемой, вовремя оставить эмоции и решить проблему.

– Вы говорите, что качественная благотворительность – это не порыв души, а обращались ли к вам меценаты, у которых были деньги и они хотели их пожертвовать. Вспомните самую крупную сумму, которую предлагали бизнесмены?

– Как правило, бизнесмены сотрудничают с известными благотворительными фондами и, не афишируя это, отдают средства в пользование фонда. Очень часто, люди, имеющие деньги анонимно поддерживают фонды, особо не заморачиваясь.

Но у многих бизнесменов, сейчас возникает вопрос о том, как правильно это делать, чтобы это была не одноразовая акция, а реальная помощь тем, кто в ней нуждается. Некоторые бизнесмены поначалу начинают "причинять" добро, порождая иждивенчество, "подсаживая" на финансовую зависимость благополучателей, помогая отдельным нуждающимся семьям. Очень часто такая помощь развращает людей. Бизнесменам нужно научиться объединяться, обмениваться опытом и обмениваться успешными или провальными историями, чтобы вместе становиться лучше в этом. Самая опасная вещь в благотворительности — порождение иждивенчества.

– Вы за то, чтобы о сделанном добре говорили или оно было тихим?

– Очень здорово, что многие частные меценаты, кто хочет помочь, не пиарясь помогают молча. История с корпорациями совершенно другая. Считаю, что крупный бизнес должен говорить о своей социальной работе, чтобы быть примером и выносить реальные социальные проблемы на более высокий уровень общественного внимания, не умалчивая их.

– Лима, насколько на ваш взгляд, благотворительность в Казахстане сейчас далека от отмывания денег, от желания замолить свои грехи?

– Насчет людских грехов я не знаю, думаю каждый остается наедине с ними сам. Что касается отмывания денег, то в благотворительности очень важно наличие доверительных партнеров, прозрачность и отчетность. Когда все эти факторы присутствуют, сомнения любые отпадают сами с собой. И не вызывать сомнений – это очень важный признак качественной благотворительности. Сама я в этой сфере с 2013 года и я вижу, как уровень благотворительности у нас значительно вырос. Сейчас пришло понимание, что нужно работать сообща – государству, бизнесу и гражданскому обществу.

– Озвучьте, пожалуйста, поэтапно, что нужно делать начинающим меценатам, желающим заниматься качественной благотворительностью?

– В первую очередь, нужно понять кто вы, понять свои сильные стороны, и где вы сможете произвести наибольший результат.

У меня есть хороший антипример, того как не нужно заниматься благотворительностью: не нужно юридической компании, адвокатам и юристам идти и красить забор в детском доме. Потому что, час работы юриста стоит куда дороже времени работы маляра. И лучше этой адвокатской фирме идти и дружно помочь этому детскому дому с документами, отчетностью, аудитом. Принести свою пользу тем, в чем они являются экспертами.

Нужно определить тех, кому вы намерены помогать, и действительно нужно ли им это. "Причинять" добро не нужно, прислушивайтесь к обратной стороне.

– Лима, как вы относитесь сами к сообщениям в социальных сетях, призывающим помочь детям. И что вы порекомендуете в качестве профессионала тем, кто распространяет подобные сообщения, в том числе отечественным звездам?

– Я против этого. Понимаю, что первая реакция – порыв помочь. Но нужно помнить, что сейчас орудует очень много мошенников, которые манипулируют жалостью людей. Во-вторых, в нашей стране достаточное количество благотворительных фондов, которые могут адекватно помочь каждому обращающемуся. Лучше выбрать какой-то фонд и системно помогать ему.

В поисках помощи отовсюду, люди теряют много драгоценного времени, если речь идет о спасении чьей-то жизни. Если человек сталкивается с проблемой, нужно идти в министерство здравоохранения и уважаемый благотворительный фонд.

На Западе, и уже в России, звезды, которые имеют большую аудиторию и платформу для объединения людей, присоединяются к каким-либо фондам и становятся бренд- амбассадорами. Они поддерживают какую-то тему или организацию, проводят флешмобы. Думаю, нашим селебрити нужно брать пример и не распылять внимание своей аудитории на частные случаи, а поддерживать профессиональные фонды, и, если хотят, освещать конкретные проблемы.

– Лима, в рамках нашего проекта "Персона" мы говорим не только о деятельности наших героев, но и затрагиваем вопросы личностного характера… И первое, что хочется уточнить Лима, это не псевдоним?

– Нет, меня зовут Лима Диас, моего отца зовут Диас и мое имя задокументировано.

– Вы отучились за рубежом, поработали там и приехали в Казахстан, через некоторое время вы устроились работать в национальную компанию, что для многих в жизни приравнивается к главному счастливому билету. Расскажите, как справились с завистью, слухами и легендами о том, как вы попали в национальную компанию.

Константин Хабенский в Астане
© Photo : предоставлено Фондом "Samruk-Kazyna Trust"
– Начнем с того, что с завистью сталкиваются все, вне зависимости, где человек работает. Касательно нацкомпаний в народе слишком много стереотипов, которые сейчас потихоньку искореняются, конечно, времена меняются. Я не могу сказать, что в национальных компаниях концентрация завистников и злых языков выше. Они есть везде, также, как и везде есть хорошие люди. Мой ключ к успеху – находить хороших людей, в этом отношении мне повезло.

– Лима, вы же не будете отрицать, что для многих имеет значение то, где человек работает. Флер социального статуса ведь никто не отменял.

– С этим я согласна. Сама я сталкивалась с тем, что узнав мое место работы, люди меняли свое отношение, либо предвзято относятся, либо наоборот. Поэтому я предпочитаю не говорить при знакомствах место, где работаю. Признаюсь, наличие определенного социального статуса поначалу мне даже льстило, с этим сталкиваются многие. Я это пережила, переросла, если быть точнее.

Приехав в Казахстан учебы и работы за границей, мне пришлось доказывать, что я молода, но в это же время — профессионал. В казахстанской корпоративной сфере нужно доказывать свою компетентность, разрушая навешанные ярлыки, здесь нет аванса доверия, всего нужно добиваться своим трудом.

– Если я не ошибаюсь, вы поклонница русской литературы. Какая книга является вашей настольной? Чье творение оказало на вас наибольшее влияние?

– Мое самое любимое произведение – "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Сейчас оно стало настоящим клише, но именно эта книга является той, к которой мне хочется возвращаться вновь и вновь. В этой книге я всегда нахожу что-то новое, раз шесть я ее читала и нахожу в ней и бога, и любовь и мистику, и социальную сатиру.

4372
Теги:
помощь, благотворительность, "Самрук-Казына", Лима Диас, Казахстан
Дания Еспаева

Не стыдно проиграть Токаеву: чем занимается первая женщина-кандидат в президенты

1417
(обновлено 10:07 28.06.2019)
Свое выдвижение первая женщина-кандидат в президенты Дания Еспаева назвала большим риском, нацеленным на то, чтобы сломать азиатский менталитет

НУР-СУЛТАН, 27 июн — Sputnik, Жания Уранкаева. После оглашения результатов внеочередных президентских выборов прошло две недели. За это время казахстанцы успели привыкнуть к первой за 27 лет независимости смене главы государства. Выборы 2019 года в Казахстане запомнились стране и миру еще и тем, что впервые в предвыборной борьбе приняла участие женщина.

Корреспондент Sputnik Казахстан побеседовала с экс-кандидатом в президенты, депутатом мажилиса парламента Данией Еспаевой и узнала, как изменилась ее жизнь после выборов.

- Дания Мадиевна, вспомните 10 июня и момент, когда вы узнали о результатах выборов. Какие испытали эмоции?

– Конечно, я ожидала, что буду в первой тройке и рассчитывала на большее количество голосов. Во время моих встреч и поездок в регионы я видела готовность избирателей поддержать меня. Я видела отношение женщин и молодежи. Особенно молодежь хорошо восприняла новость о моем выдвижении на пост президента. Для них это стало хорошим знаком изменений в нашем обществе. Поэтому я рассчитывала на второе место. Сейчас я могу сказать, что это не столь важно.

За что хвалили и ругали выборы в Казахстане международные наблюдатели

Главное – это то, что впервые в истории Казахстана на главный государственный пост выдвинулась женщина от демократичной партии "Ак жол". Мое выдвижение – это был большой риск и слом азиатского менталитета. В этих выборах мог участвовать лидер партии Азат Перуашев и, наверняка, у него было бы больше голосов. Но мы решились пойти на этот оправданный риск.

Был большой интерес ко мне со стороны западных СМИ, они встречались не со всеми кандидатами и выбрали лишь нескольких для личного знакомства. Поэтому считаю, что третье место – достойный результат.

Еспаева Дания
© Sputnik / Абзал Калиев
Дания Еспаева: "Главный вывод, который я сделала для себя – не нужно бояться делать что-то впервые и нужно быть максимально открытым с избирателями"

- Все ли вы успели сказать за время предвыборной агитации, хватило ли времени?

– Однозначно времени было очень мало. За один месяц узнать кандидата, объехать все регионы при всем желании невозможно. Самое слабое место внеочередных выборов – сжатые сроки. Отрадно, что период предвыборной борьбы прошел без применения технологии черного пиара. Сейчас я понимаю, что мы немного недоработали с социальными сетями. Страницу в Instagram я завела лишь в период выборной гонки, и это было поздно, мы недооценили влияние и возможности социальных сетей.

Главный вывод, который я сделала для себя – не нужно бояться делать что-то впервые, нужно быть максимально открытым с избирателями. Люди чувствуют неискренность, а возможность честно отвечать на неудобные вопросы дорогого стоит.

Сколько тратили на выборы в Казахстане

– У вас нет ощущения, что у вас "украли" голоса? Как отреагировали на нарушения, которые фиксировались во время выборов?

– В социальных сетях была информация о нарушениях, но не думаю, что это существенно отразилось на результатах голосования. Мне сложно судить, каждый случай нужно разбирать вместе с компетентными органами. Конечно, каждый из кандидатов может сказать, что за него голосовали 70% избирателей, но нужно быть реалистами.

Дания Еспаева заявила об отсутствии популизма в своей программе

- То есть не стыдно проиграть Касым-Жомарту Токаеву?

– Конечно, нет. Я считаю, что это человек с определенным опытом в политике, в государственном управлении, многое сделал, работая на предыдущих должностях. Быть соперником такого политика очень престижно и проиграть ему однозначно не стыдно.

– В нашей стране действующий президент не снимает с себя полномочия главы государства на время предвыборной гонки. Как вы к этому относитесь?

– Безусловно, у действующего президента есть преимущества. Косвенно это отразилось на результатах и выборной кампании. Было бы правильным и справедливым, если бы действующий президент, как и другие кандидаты, брал отпуск без содержания.

Десять приоритетов политики Токаева

- Как вы отнеслись к комментариям казахстанцев в соцсетях о том, что кроме Токаева и Косанова они не знают других кандидатов. Почему наши кандидаты не раскрыли себя ярче: не показали семьи, не рассказали о себе больше, а действовали в рамках стандартного и скучного сценария?

– Времени действительно было мало, недостаточно эфирного времени. Телевидение - удовольствие недешевое и уместить все в несколько минут ролика невозможно. Кандидаты не раскрыли себя как личности? Не могу ответить за всех, расскажу о своем опыте.

Почему Дания Еспаева не пришла на теледебаты

Несмотря на то, что мои дети живут в разных городах, во время выборной гонки они приехали и были рядом. Более того, мы сняли видео, в котором я в кругу семьи, рядом с внуками. Но, знаете, мы не почувствовали запроса и интереса от общества. В регионах людей интересовала моя предвыборная программа. Поэтому у меня сложилось впечатление, что общество не готово воспринимать кандидатов со всеми их слабостями.

Единственная женщина-кандидат в Казахстане рассказала о своем выдвижении

Для меня реальной отдачей стали письма людей из разных уголков страны. Люди пишут, что называют в честь меня дочерей и внучек, и это очень ценно.

- Казахстанские политологи высказывали мнение, что ваше выдвижение кандидатом в президенты - это своеобразная проверка реакции казахстанцев на президента-женщину, имея в виду спикера сената Даригу Назарбаеву?

– Я с этим не согласна. Если бы это был сценарий Акорды, то на нашем съезде не было сразу несколько претендентов на выдвижение. До последнего не было уверенности, что члены "Ак жола" утвердят именно мою кандидатуру.

- Вы считаете, ваше участие в выборах повлияло на статус женщин Казахстана?

– Конечно, мое участие в президентских выборах – последний барьер, который мы, женщины Казахстана, преодолели. Нас пока не так много во власти, как этого хотелось бы. Но это показатель уровня амбиций женщин, что надо активнее о себе заявлять. Думаю, что пришло время на законодательном уровне прописать, что в правительстве, парламенте и судах должно быть не менее одной трети женщин. Уверена, что у нас найдется необходимое количество образованных и профессиональных женщин для этих постов.

Как изменится социальная политика в Казахстане

– Дания Мадиевна, в этом году в стране возникли протестные настроения среди многодетных семей, проблемы социально уязвимых слоев населения стали проявляться острее. Вы, как экс-кандидат в президенты, парламентарий и женщина-мать, какое видите решение этих проблем?

– Я считаю, что пришла пора вводить в нашей стране материнский капитал. Очень часто люди не могут купить жилье в ипотеку из-за отсутствия первоначального взноса. Материнский капитал можно было бы разрешить тратить на образование детей или приобретение жилья.

Сейчас проблемы многодетных матерей мы решаем так, словно тушим пожар. А другие казахстанцы, те, кто имеет одного, двоих детей, остаются в стороне. Считаю, что мы должны дифференцированно вводить субсидии для всех молодых казахстанцев.

Как многодетным семьям получить жилье

- А как быть с митингующими, которые протестовали в дни выборов в Алматы и Нур-Султане?

– Могу сказать, что предупредительные меры полиции – нормальная практика. Митинги для нас в новинку, во всем мире мирные митинги - отработанная практика. Нам нужно к ним привыкать. Если митинги санкционированные и проходят в определенное время и определенном месте, без угрозы для общественного порядка, то обществу нужно давать право высказываться. Считаю, что местные власти, не давая разрешение гражданам на проведение мирных санкционированных митингов, просто перестраховываются.

Граждане не используют в полной мере возможности парламентариев и партий. Некоторые думают, что в парламенте сидят "зажравшиеся" депутаты, которые решают свои личные проблемы, но это не так.

Токаев рассказал, когда и как разрешат проводить демонстрации в Казахстане

В парламенте собраны представители разных отраслей. В каждый законопроект, разработанный правительством, мы вносим тысячи поправок. Это кропотливая и серьезная работа. Поэтому обществу стоит плотнее работать с депутатами и помогать в создании работающих законов.

- Завершается очередная сессия парламента, чем займетесь во время депутатских каникул?

– В первые десять дней каникул мы совершим поездки по регионам и встретимся с населением. Во время отпуска я поеду на родину, в Актобе, буду в кругу своих близких, рядом с моей маленькой внучкой. К сожалению, мне не удается уделять родным достаточно времени, поэтому отпуск я проведу рядом с ними.

Казахстанские депутаты отложили свои каникулы

- Что бы вы сказали тем, 5% избирателей, поставившим галочки напротив вашей фамилии?

- Хочу поблагодарить за веру в меня и преобразования, которые происходят в нашей стране. Думаю, что мы на правильном пути.

1417
Теги:
партия "Ак жол", выборы, Дания Еспаева
По теме
Выборы 2019: ЦИК рассказал о выявленных нарушениях
Тенге спокойно отреагировал на выборы президента Казахстана - аналитик
Токаев победил на выборах президента Казахстана – ЦИК огласил окончательные итоги
Лилия Рах

Будь у меня покровитель, я бы не влипла в криминальную историю - откровения Лилии Рах

3988
(обновлено 14:18 22.05.2019)
В интервью корреспонденту Sputnik Казахстан главный байер Казахстана Лилия Рах рассказала об уроках, которые преподнесла ей судьба, учителях и о том, почему нужно ценить каждую минуту своей жизни

Лилия Рах входит в список 500 самых влиятельных людей в мире, формирующих fashion-индустрию. Именно она открыла Казахстану имена ведущих мировых дизайнеров. Несмотря на свой высокий статус в обществе, Лилия Рах не считает себя светской львицей.

Байер и владелица магазинов модной одежды Лилия Рах
© Sputnik / Тимур Батыршин
Лилия Рах: Мама не понимала, что такое fashion. Но она четко знала, что ее дочери должны быть красивее всех

Простота в общении, негромкий голос и скромная манера держаться выдает в ней облик глубокого и незаурядного человека. О том, какие испытания ей уготовила судьба, о переоценке жизненных приоритетов и почему так важно сохранить свое "я", без метафор и намеков Лилия Робертовна рассказала в интервью корреспонденту Sputnik Казахстан.

Два класса образования и врожденное чувство стиля

- Любовь к моде у вас с детства. Как вашей маме удавалось одевать вас и вашу сестру столь экстравагантно во времена советского однообразия и дефицита?

- Моя мама – инвалид второй группы, у нее оголенный череп с 16 лет. Три года она лежала в больнице и чудом выжила. У нее два класса образования. Мама не понимала, что такое fashion. Но она четко знала, что ее дочери должны быть красивее всех.

Высокая мода: без белья и обуви по подиуму Kazakhstan Fashion Week

Стремление к красоте в тех условиях, в которых она жила, меня сейчас удивляет. Разговаривая с вами, я убеждаюсь, насколько особенная у меня была мама. Она прекрасно пела, за все, что бралась - получалось. Вязала крючком и спицами, вышивала, шила. Она была потрясающе грамотным человеком – работала и возглавляла магазин в деревне. Была удивительно трудоспособной  после рабочего дня она могла выйти на вторую или третью смены.

Байер и владелица магазинов модной одежды Лилия Рах
© Sputnik / Тимур Батыршин
Лилия Рах: Я, правда, фартовая - у меня были настоящие учителя. Люди, которые знают, что делать и как жить, - они приносят окружающим успех, и это очень для меня важно

Мама умудрялась работать до четырех часов ночи, немного поспать и опять идти на работу. Я переняла эту способность у нее: мне достаточно четырех-пяти часов глубокого сна. Если я поспала больше, значит, я плохо выгляжу.

Моя мама всю жизнь ходила в платке и очень красиво завязывала его. Она сильно отличалась от остальных жителей деревни. Ее манера держать руки и стать — это что-то от Людмилы Зыкиной, Софи Лорен и Нонны Мордюковой. Мама – это что-то среднее между этими тремя женщинами.

Самые главные женщины в жизни Рах

- Вы родом из Восточного Казахстана?

- Да, я родилась в селе Песчанка Новошульбинского района Семипалатинской области. Это моя родная деревня. Там я пошла в школу, окончила педагогический институт. Меня отправляли по распределению в Семипалатинск, а поехала я в Талдыкорган. В этом мне помог секретарь городского комитета комсомола. Он сделал мне открепление и таким образом я стала секретарем комитета комсомола индустриально–педагогического техникума.

Наденьте это немедленно! 10 нарядов для модной весны - фото

- А как вы пришли в индустрию моды?

- Семипалатинск был студенческим городом. Из-за близости с Новосибирском там было много фарцовщиков. В городе была совсем другая мода. Когда приехала в Талдыкорган, я внесла настолько новую моду в этот город, что на это сразу обратили внимание.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Коллекция Uma Wang SS18 в бутике Lui-Lei

Публикация от Liliya Rakh (@liliya_rakh_official)

Тогда я еще не понимала, что буду работать с модой, ведь я хотела стать учителем. Это желание было связано с моим первым педагогом – Боровинской Александрой Георгиевной. Она - человек-эстет. Ей сейчас 92 года, но даже дома она выглядит как на работе: надевает блузу с воротником, сарафан или платье-кимоно по фигуре, укладывает волосы и делает косу калачиком. Этот образ меня сопровождает всю жизнь. Александра Георгиевна – моя вторая мама.

Откровенный шик или модный провал: фото звездных нарядов церемонии "Оскар"

Второй знаковый для меня человек — это Гульшара Омаровна Баталова (директор Талдыкорганского индустриально-педагогического техникума - Sputnik). И ее образ со мной живет. Она была очень властной, сильной, харизматичной и экстравагантной женщиной. Она меня научила говорить "нет". Научила меня властности, требовательности, жесткости на работе ради результата. Я, правда, фартовая - у меня были настоящие учителя. Люди, которые знают, что делать и как жить, - они приносят окружающим успех, и это очень для меня важно.

- Вы росли без отца, и мама компенсировала вам его отсутствие своей властностью, требовательностью?

- Все женщины, которых я перечислила, компенсировали мне сдержанность моей мамы. Конечно, я мечтала о старшем брате и отце, но этого не произошло. Мама была очень суровым человеком, но это не было жестокостью. Я ей благодарна за это, потому что она подготовила меня к жизни. А сейчас мы своих детей немного рафинируем, не готовим к жизни, тем самым оказывая им плохую услугу.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

#liliyarakh #bayer #sauvagegroup #sauvage #luxury #fashion #style #moda #buro #vogue #love #paris #milan

Публикация от Liliya Rakh (@liliya_rakh_official)

Я тороплюсь жить, но в этом мое наслаждение

- А как вы воспитывайте своих детей? Так же жестко?

- К сожалению, да. Наверно я где-то перегибаю. Моя дочь Даяна мне как-то сказала: "Мама, ты все настолько закручиваешь, можно же жить проще". Им тяжело со мной, как и всем другим, кто любит, образно выражаясь, пить два часа кофе. Мне на кофе хватает мгновения, потому что боюсь другое не успеть. Наверное, неправильно, что я тороплюсь жить, но в этом мое наслаждение.

Роскошь, блеск и дух бунтарства: фото с модных показов в Париже

Нужно зарабатывать деньги, но хотелось бы, чтобы они показывали себя в построенном театре, доме престарелых, музеях, детском доме, а не оседали на счетах. Жизнь короткая…

Мы не ценим то, что имеем

- Почему вы с вашим талантом и ресурсами остались жить в Казахстане? Из-за патриотических убеждений?

- Вы знаете, у меня было миллион возможностей и приглашений. Я ничем не воспользовалась, я настолько была привязана, как ни парадоксально, к запаху степи. Он меня даже в путешествия тяжело отпускает. Я восхищаюсь нашими яблоневыми садами. Я мечтаю сделать на траве цветущего яблоневого сада показ, гости должны быть в белом, модели - босыми.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

#liliyarakh #fashion #buyer #almaty #sauvage #sauvagegroup #SauvageTeam #instamood #ss17collections #ss17 #trend2017 #lovelife #haiderackermann

Публикация от Liliya Rakh (@liliya_rakh_official)

Я поняла, что мы не ценим то, что имеем. Ушел из жизни Батырхан Шукенов. После его смерти я не могла простить себе, что на свои вечеринки заказывала выступать кого-то, когда такое сокровище было рядом (плачет).

Надо восхищаться талантами. Печально, что иногда это не востребовано. Моей работой гордятся в Москве, в Милане и Париже. Ты идешь по улице - к тебе подходят люди, тобой восхищаются, а здесь… наверное, это никому не надо.

Разум не возобладал - не могу простить себе этого

- Вы стали ценить каждое мгновение вашей жизни после случая с Хамро Сувановым, после долгих месяцев, проведенных в СИЗО?

- Раньше я посвящала себя людям, и это было неправильно. Нужно заниматься собой и жить для себя. Я влипла в эту историю, потому что очень хотела помочь всем. Надо жить своей жизнью, а не надевать чужую судьбу на себя. Я извлекла урок и сейчас стала больше внимания уделять детям.

- Я была в суде первой инстанции на оглашении приговора. Вы посчитали решение суда несправедливым и заявили, что хотите наложить на себя руки. Вы действительно готовы были это сделать или это был крик отчаяния?

- Если честно, я была готова это сделать, потому что психологически не смогла принять то, что со мной происходило. Я жила, пока у меня была надежда. Мне нужно видеть солнце, мне нужна трава, мне нужно ощущать запахи. Там ты изолирован от всего.

Байер и владелица магазинов модной одежды Лилия Рах
© Sputnik / Тимур Батыршин
Лилия Рах: Надо восхищаться талантами. Печально, что иногда это не востребовано

Меня не страшит мыть пол, работать, чистить унитазы. Наоборот, я считаю, что физический труд развивает. Я могу все это делать благодаря маме, которая научила меня выживать в любых условиях. Больше всего мне было стыдно перед детьми (плачет).

Я знала, что качусь в пропасть. Грязь меня затягивала в воронку, я падала на дно, и никого рядом не оказалось. Я не остановилась - разум не возобладал, и простить себе этого не могу.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

#liliyarakh #fashion #buyer #almaty #trend2017 #Tbilisi #friends #instamood

Публикация от Liliya Rakh (@liliya_rakh_official)

- У вас тогда произошла фильтрация друзей?

- Конечно, произошла. Я работаю в люксовом сегменте, а меня сильно удивили простые люди, их поддержка. Оказалось, они меня знали больше, чем близкое мне окружение. Это стало для меня откровением. У меня заново открылись глаза.

О религии и слабостях

- Вы религиозный человек?

- Конечно, я верила в Бога с детства. Но покрестилась в 42 или 43 года. Это было для меня символично, у меня началась совершенно другая жизнь. Но, с другой стороны, произошла такая чистка, полезло столько негатива, с которым нужно было справиться.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Какое это счастье!

Публикация от Liliya Rakh (@liliya_rakh_official)

У меня недавно один человек спросил: "Вы к Богу относитесь как отцу?" Да, это так. Я с Всевышним разговариваю именно на таком уровне.

- У вас есть слабости?

- Я очень плаксивая, мне всех жалко. Смотрю фильмы и плачу. Несколько дней не могу выйти из состояния, если картина произвела на меня впечатление.

В целом, моя слабость – это мода.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

@sessionbyed

Публикация от Liliya Rakh (@liliya_rakh_official)

Прочувствовать мысль и определить "ДНК" дизайнера

- А чем вы руководствуетесь, отбирая коллекции: интуицией, вкусом?

- Только интуицией – это первое, что включается. Каждый Дом моды знает, что меня трогать нельзя. Я зашла туда, должна почувствовать мысль дизайнера, определить его "ДНК", влюбиться в сочетание цветов. Если моя интуиция не говорит, что я здесь должна остаться, то с этим домом я не буду работать.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

By @mareta_photography

Публикация от Liliya Rakh (@liliya_rakh_official)

- Куда вы сбываете вещи, к примеру, из старых коллекций?

- Мы, конечно, пытаемся все распродать. При этом несколько раз в сезон отправляем одежду на благотворительность - в детдома или просто помогаем хорошим людям.

Красотки на миллион: фото самых богатых топ-моделей мира

О недвижимости и отношениях с Лейлой Храпуновой

- Лилия Робертовна, прокомментируете, пожалуйста, судебное разбирательство, которое инициировал казахстанский банк в отношении вас.

- Сейчас бизнес в таком состоянии, что мы вынуждены отдавать недвижимость, которая была заложена. Это произошло не от того, что мы просто работаем. Сейчас состояние экономики такое.

Лилия Рах
© Sputnik / Сергей Ким
Лилия Рах: У меня недавно один человек спросил: "Вы к Богу относитесь как отцу?" Да, это так. Я с Всевышним разговариваю именно на таком уровне

- Вы состоите в Палате предпринимателей?

- Нет, я занимаюсь бизнесом уже 22 года. Как все убедились: я занимаюсь этим на свои деньги, отдаю все свое.

- В интернете есть информация, что вы поддерживали дружеские отношения с Лейлой Храпуновой (супруга экс-акима Алматы Виктора Храпунова - Sputnik). Пользователи Сети пишут, что она помогла вам купить помещения в Алматы. Это правда?

- Абсолютная неправда. У нас с Лейлой Калибековной было три встречи. Она меня пригласила в свой кабинет, шел разговор о том, чтобы меня познакомить с домом Ferre (в 90-е годы Лейле Храпуновой принадлежал салон Gianfranco Ferre - Sputnik), чтобы я продолжала какие-то отношения с ними. Но мне этого не надо было, потому что я сама неплохо завоевывала fashion-рынок в Европе.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

#archives Софи Лорен

Публикация от Liliya Rakh (@liliya_rakh_official)

Вторая встреча состоялась у нее дома. Мы пили чай и разговаривали о стиле. На третий раз она меня опять позвала к себе в кабинет и попросила совета, как быстрее продать бутики. У нас не было никакой дружбы.

Не торопитесь быть взрослыми тетками - Лилия Рах дала наставления выпускницам

Что касается покупки помещений: я брала под бешеные проценты кредиты, закладывала все, что есть, без всякого покровительства. Я вкладывалась в ремонт этих зданий.

Это был путь человека, который попал в перестройку и воспользовался тем, что предлагалось на рынке. Если бы у меня был покровитель, я бы не влипла в историю с судами.

Байер и владелица магазинов модной одежды Лилия Рах
© Sputnik / Тимур Батыршин
Лилия Рах: Мне на кофе хватает мгновения, потому что боюсь другое не успеть. Наверное, неправильно, что я тороплюсь жить, но в этом мое наслаждение
3988
Теги:
мода, Лилия Рах
Председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин

Володин призвал защитить права российских избирателей от посягательств

0
Спикер Госдумы РФ высказался о защите прав россиян во время избирательной кампании, которая пройдет в сентябре 2021 года

НУР-СУЛТАН, 19 янв — Sputnik. Спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал защитить право граждан России избирать и быть избранными на выборах в сентябре 2021 года от посягательств со стороны иностранных государств: россияне сделают свой выбор свободно, без давления извне.

Спикер Госдумы РФ поздравил Нигматулина с успешно проведенными выборами в мажилис

"В Государственной думе граждан России представляют четыре политические фракции, которые на протяжении прошлого года, невзирая на различия в партийной идеологии, вместе принимали законы для оказания помощи людям в период пандемии. Какие партии, сколько их будет в следующей Государственной думе, решать гражданам нашей страны, которым принадлежит право избирать и быть избранными", - сказал Володин во вторник на пленарном заседании Госдумы.

Он подчеркнул, что необходимо "защитить это право от посягательств со стороны иностранных государств", сообщает РИА Новости.

"Как бы им ни хотелось протащить своих представителей в наши органы власти, граждане Российской Федерации сделают свой выбор свободно, без давления извне", - подчеркнул он.

Самые ожидаемые события в Казахстане и мире в 2021 году

Отметим, выборы депутатов Госдумы восьмого созыва должны состояться в единый день голосования 19 сентября 2021 года.

0