Журналисты с диктофонами в руках

Как искать хорошие новости, когда все плохо

71
(обновлено 19:04 19.02.2021)
Трудности, с которыми сталкиваются журналисты в работе над материалами про COVID-19, изменения в редакциях в период пандемии обсудили на вебинаре SputnikPro

НУР-СУЛТАН, 19 фев — Sputnik. Как писать про COVID-19 интересно, полезно и без ошибок рассказал журналистам из стран ближнего зарубежья советник медиагруппы "Россия сегодня" Олег Дмитриев.

"COVID-19 и современные медиа имеют общее. Это вирусы со всеми атрибутами. Современные медиа, информация распространяются от одного человека к другому абсолютно необъяснимым способом, то есть вирусным. Поэтому самое главное - изучить виральный характер того, как это распространяется", - отметил эксперт.

По его словам, в СМИ много кратких, "сухих" информационных сообщений в период пандемии. Их будут читать, поскольку важны точные цифры - это с одной стороны. С другой же, подчеркивает он, цифр слишком много.

"Во всех кратких сводках борьбы с коронавирусом, на мой взгляд, не достает динамики. Мы иногда сравниваем цифры, которые иногда ни о чем не говорят. А человеку хочется видеть развитие ситуации", - сказал Олег Дмитриев.

Автору необходимо понять важность терминов, ясность заголовков, значимость самой информации для целевой аудитории, добавил он.

Журналисты испытывают трудности в работе над материалами. Прежде всего, из-за обилия статистики, больших расхождениях данных в разных источниках.

"Нам нужно учиться считать, нам нужно учиться рисовать. Очень много информации доносится графическим способом. Коронавирус учит нас описывать графику картиной", - пояснил эксперт.

Инфографика в медиа: как рассказать о сложном простыми способами

Представителям СМИ важно визуализировать истории.

"Нужно меньше текста, больше визуализации. К примеру, создавать инфографику. Чем проще, тем нагляднее и лучше это запоминается", - отметил он.

По его мнению, пандемия оптимизировала некоторые рабочие процессы, изменила роль журналистов. В период самоизоляции они лишились основных каналов коммуникации, заменив их цифровыми источниками – наборами больших данных. Остро встал вопрос открытого доступа и обмена данными, протоколами и стандартами.

Вся команда видит переписки, как выстраиваются рабочие процессы, и это новый уровень прозрачности. До перехода на "удаленку" в редакции существовала четкая иерархия, теперь же больше доверяют авторам и редакторам, их командам.

"Как бы я планировал историю о COVID-19? Сформулировал бы угол подачи, задал вопрос, на который я бы мог ответить в своей статье, поговорил бы о цифрах, фактах, деталях, которые могут нам помочь. Также использовал графики и прочее", - сообщил он.

Как защитить свои права, если ты журналист

Эксперт отметил, что не все медицинские работники могут комментировать ситуацию с коронавирусной инфекцией. Пандемия приучает, чтобы эксперт был точечным, компетентным именно по обсуждаемому аспекту деятельности. Журналистам надо приучать и воспитывать экспертов, ученых, чтобы они не боялись выходить в эфир.

Олег Дмитриев считает, что было бы интересно рассказывать о наблюдениях, к примеру, о том, что изменится в постпандемию, какие привычки останутся прежними, как меняются люди.

Он подчеркнул, что важно писать о сложном просто. Будь то темы о новшествах науки, процессе создания вакцины или о том, как избегать рецидивов, о продвижении здорового образа жизни.

"Искать и аккумулировать любой положительный опыт, на мой взгляд, это задача журналиста", – добавил он.

В 33-й онлайн-сессии просветительского проекта SputnikPro приняли участие представители СМИ из Казахстана, России, Азербайджана, Кыргызстана, Беларуси, Армении, Молдовы, Абхазии и Осетии.

SputnikPro - это международный проект информационного агентства Sputnik, в рамках которого ведущие медиаменеджеры и журналисты проводят мастер-классы, презентации и тренинги. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.

71
Теги:
коронавирус Covid-2019, пандемия, журналисты, СМИ, SputnikPro
Советник медиагруппы Россия сегодня Олег Дмитриев

Известный журналист рассказал о секретах создания удачного заголовка

81
Запомнит ли читатель заголовок, насколько будет он креативным, поговорили на вебинаре SputnikPro

НУР-СУЛТАН, 26 фев - Sputnik. Как быстро и эффективно придумать кликабельный заголовок, рассказал журналистам из стран ближнего зарубежья советник медиагруппы "Россия сегодня", колумнист Sputnik Олег Дмитриев.

"Рецепт заголовка: то, что привлекает внимание; то, что не содержит абстрактных имен существительных; то, что нас не путает; то, что не содержит оценочных имен прилагательных, потому что тогда нас могут упрекнуть в необъективности. Можно давать цитаты, можно давать главное, что произошло, и можно давать рифмованные конструкции, которые похожи на мемы", - отметил эксперт.

Заголовки придумываются постоянно. У некоторых изданий есть ограничения в символах при написании заголовков. И для журналистов это хорошая игра - в этом случае он учится искать синонимы, заменять действительный залог страдательным.

"Ассоциативная часть очень важна для аудитории. Это то, что привлекает внимание. Что нам поможет написать хороший заголовок? Во-первых, это ассоциации… Что еще поможет? Аллитерация. Сочетание нескольких слов, которые начинаются с одного и того же согласного звука", - пояснил он.

Помогают придумывать заголовки цитаты и мемы.

Олег Дмитриев объяснил, какие существуют виды заголовков. Это "заголовки-инструкции", стилистические приемы (метафоры, метонимии), полное либо частичное изменение идиом и устойчивых выражений, сочетание символьных фраз и top line (главная мысль).

"Зачастую журналисты любят писать такие заголовки, которые имеют элемент кликбейта – привлечения к заголовку большего внимания. Мы постоянно спорим с коллегами, как лучше – называть то, что произошло либо интриговать, не называть того, что происходило. Что выбрать top line или кликбейт? Я лично голосую за top line, потому что в этом случае вы сохраняете честность с аудиторией", - подчеркнул спикер.

Еще, по его словам, хорошо работают вирусные заголовки, к примеру, пять способов сделать что-то, четыре совета по какому-то поводу. Это своеобразные инструкции, сделанные в форме хит-парада. Нужно стараться написать так, чтобы этих инструкций не было слишком много.

Олег Дмитриев считает, что в желтизне заголовков нужно просто знать чувство меры.

"А это мой любимый вариант заголовков, за который меня "ругают" на работе. Не ругают, конечно, а хвалят. Это вариант больше нравится молодым журналистам, потому что он сочетает символьную фразу и top line: в начале - образное выражение, а затем - главная мысль материала. Честно говоря, он хорошо помогает нам творить, придумывать интересные ходы", - сказал эксперт.

Подзаголовки нужны тогда, когда у автора длинная статья и ее следует разбить на равное количество абзацев. Подзаголовками могут быть символьные номинативные фразы, простые предложения в форме утверждения и вопроса, эллиптические фразы-конструкции. Важно понять: интрига нужна только если есть, чем интриговать.

Еще очень важно обращать внимание на то, что у журналиста находится в лиде - вступлении - первое одни или несколько предложений после заголовка. Главное его предназначение – заставить дочитать текст до конца. Длина лида должна быть не больше трех-четырех предложений (300-350 знаков, 40-45 слов). Причина – читатель принимает решение о чтении статьи за три-пять секунд.

Олег Дмитриев рассказал также о типах лидов.

Информативный: во вступлении пересказываются события, о которых пойдет речь в тексте. Автор отвечает на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Часто используется в криминальных репортажах и там, где не нужна дополнительная интрига. Громкие преступления "завораживают" сами по себе.

Атмосферный: задача – создать у читателя настроение с помощью интересных деталей о месте и герое.

Ретроспективный: в лиде упоминаются прошлые обстоятельства и факты. Это продуктивный способ пробудить в аудитории любопытство.

Цитатный: если вам требуется начать текст с цитаты человека, у которого вы берете интервью, но для заголовка она слишком велика, ее можно переместить в лид. При этом важно, чтобы высказывание раскрывало не только характер героя, но и хотя бы одну из ключевых тем беседы.

Типичные ошибки в лиде: лид повторяет заголовок, избыток абстрактных слов и выражений, отсутствии интриги.

В 34-й онлайн-сессии просветительского проекта SputnikPro приняли участие представители СМИ из Казахстана, России, Азербайджана, Кыргызстана, Беларуси, Армении, Молдовы, Абхазии и Осетии.

SputnikPro - это международный проект информационного агентства Sputnik, в рамках которого ведущие медиаменеджеры и журналисты проводят мастер-классы, презентации и тренинги. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.

81
Теги:
журналистика, SputnikPro
Золотые украшения

Пандемия научила ювелиров торговле в интернете Лига ювелиров

110
(обновлено 16:56 26.02.2021)
Казахстанские ювелиры настаивают на отмене НДС при покупке аффинажного золота, что позволит прекратить поиски сырья в ломбардах

НУР-СУЛТАН, 26 фев — Sputnik. Пандемия заставила казахстанских ювелиров адаптироваться к новым условиям и научиться электронной торговле, рассказал председатель объединения юридических лиц "Лига ювелиров Казахстана" Кайсар Жумагалиев в пятницу в ходе онлайн-брифинга в мультимедийном пресс-центре Sputnik Казахстан.

"Когда закрылись все магазины, мы вышли в онлайн, и проторили хорошую дорожку. На начало марта прошлого года, когда ввели локдаун и закрыли магазины, у нас было 0% продаж. Период пандемии позволил нам увидеть новый формат - онлайн-продажи. Все 100% продаж перешли в онлайн", - сказал Жумагалиев.

Официальной статистики объемов продаж в интернете нет, уточнил он.

"Если в среднем оборот торговли по Казахстану составлял 300 миллиардов тенге в год, то, наверное, где-то 20-30 миллиардов тенге ушло в онлайн. Это не только казахстанские изделия, тут и заказы из России и других стран", - пояснил глава "Лиги ювелиров".

Вместе с тем для ювелиров болезненным вопросом остается необходимость уплаты НДС при покупке аффинажного золота, поэтому в 2021 году "Лига ювелиров" намерена далее поднимать этот вопрос на уровне государственных органов.

"Задача Лиги в 2021 году - поднять ювелирную отрасль на новый уровень путем отмены НДС, чтобы наши ювелиры перестали ходить по ломбардам искать это золото, чуть ли не на грани с криминалом", - сказал Жумагалиев.

Казахстанские ювелиры ожидают открытия Евразийского ювелирного бюро при МФЦА

Сегодня ювелиры при покупке аффинированного сырья (золота, серебра) уплачивают 12% НДС, что делает цену на конечную продукцию не конкурентной, в особенности с зарубежными товарами.

"Теперь никто это золото не берет официально на аффинажном заводе, хотя и Нацбанк выделил квоты. Все покупают в ломбардах, что ведет к рассвету теневого рынка, контрабанды и так далее. С пандемией этот вопрос ушел на второй план, но в 2021 году мы будем вновь поднимать эту тему. Надеюсь, что государство поддержит отечественных ювелиров", - сказал глава Лиги ювелиров.

Он привел в пример льготы для ювелиров в Турции, Узбекистане.

"Узбекские, турецкие ювелиры покупают сырье без НДС – по цене биржи. Мы просим наше государство – уберите НДС при покупке сырья и мы будем покупать у вас. Нам в принципе поддержка от государства никакая больше не нужна. Мы справимся сами. Но сделайте хотя бы те условия, которые созданы в других странах", – сказал ювелир.

Отмена уплаты НДС, по его словам, позволит казахстанскому ювелирному производству выдержать растущую конкуренцию, а также выходить на рынки России, европейских стран.

Золотые ювелирные изделия подорожали в Казахстане за год

"К примеру, Кыргызстан поставляет в Казахстан изделий больше, чем мы производим в десятки раз. Из России 48% экспорта приходит в Казахстан. За наш казахстанский рынок бьется Армения - ищет пути как упростить поставку своих ювелирных изделий, также Беларусь, не говоря уже о Турции. У нас очень большой рынок", - отметил он.

С целью продвижения казахстанской продукции на рынки третьих стран, "Лига ювелиров" также решает вопрос о создании ювелирного маркетплейса в ближайшее время.

Традиционных весенних ювелирных выставок и ярмарок в этом году не ожидается в связи с ограничениями из-за коронавируса, добавил он.

110
Календарь 1 марта

Какой сегодня праздник в мире и Казахстане: 1 марта

0
Этот день является 60-м в григорианском календаре. До конца года остается 305 дней. Чем знаменит этот день, читайте в справке Sputnik.

Что произошло 28 февраля, узнайте в справке Sputnik Казахстан

Что интересного произошло 1 марта

Сегодня — первый день весны и, соответственно, отмечается праздник весны, которая победила зиму. Этот праздник исходит из старинной славянской легенды о Весне, в которой говорится, что однажды на землю спустилось Солнце в образе прекрасной девушки, которой хотелось повеселиться и поплясать, но злой Змей украл девушку-Солнце и закрыл ее в своем дворце.

В Казахстане сегодня отмечают День благодарности. В январе 2016 года Елбасы Нурсултан Назарбаев своим указом учредил в стране новый праздник – День благодарности, который с тех пор отмечается в день образования Ассамблеи народа Казахстана – 1 марта.

Назарбаев поручил провести перезагрузку Ассамблеи народа Казахстана

Современный Казахстан – многонациональная страна, обусловлено это историческими причинами. В конце 1930-х годов в республику депортировали ряд народов СССР (в основном национальных меньшинств – поляков, корейцев, немцев, греков и других), а в 1950-е годы в страну переселилось около миллиона русских, белорусов и украинцев в рамках освоения целины.

Форум Ассамблеи народа Казахстана
© Sputnik / Болат Шайхинов
Форум Ассамблеи народа Казахстана

День благодарности был учрежден первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в январе 2016 года на юбилейной сессии АНК. По словам Елбасы, праздник задуман как день благодарности всех этносов друг другу и казахам, которые приняли их в своей стране как родных. Это день патриотизма, культурного разнообразия и дружбы между всеми казахстанцами независимо от национальности.

Также сегодня отмечается всемирный День комплимента. Само понятие имеет французские корни, и это неудивительно, ведь именно во Франции зародились традиции дипломатии, этикета и выражения восхищения прекрасным дамам. Комплимент – это особая форма похвалы или одобрения, которая выражается словесно в благожелательной форме. Комплименты можно говорить всем - мужчинам и женщинам, молодым и взрослым, знакомым и незнакомцам. Главное, чтобы произнесенные слова вызывали положительную реакцию.

Как правило, в День комплимента проводятся специальные акции или флэшмобы, где все желающие дарят теплые слова одобрения каждому прохожему.

А еще сегодня Всемирный день иммунитета. Инициатором проведения праздника в 2002 году выступила Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ). Нарушение сна, несбалансированное питание, неправильно подобранные физические нагрузки, экология и отказ от здорового образа жизни – все это ведет к стрессу для организма и снижению функций иммунной системы.

Исторические события 1 марта в мире

  • 1555-й – Нострадамус опубликовал свою книгу предсказаний;
  • 1565-й – в Бразилии основана португальская колония Рио-де-Жанейро. Через 20 лет в городе было 4000 жителей;
    Города мира. Рио-де-Жанейро
    © Sputnik / Александр Вильф
    Города мира. Рио-де-Жанейро
  • 1869-й – Дмитрий Менделеев составил таблицу системы элементов, основанную на их атомном весе и химическом сходстве;
  • 1978-й – останки Чарли Чаплина были похищены из его могилы в Швейцарии.

Исторические события 1 марта в Казахстане

  • 1993-й – в Алматы улице Космонавтов присвоено имя Ахмета Байтурсынова – казахского общественного и государственного деятеля, члена партии "Алаш", позже – члена Коммунистической партии большевиков (репрессирован в 1937 году), просветителя, ученого-лингвиста, литературоведа, тюрколога, переводчика, педагога;
  • 2010-й – в Варшаве начала работу новая организация "Казахская юрта", основанная польским дипломатом и общественным деятелем, экс-послом Польши в Казахстане (2003-2006), председателем правления польского НПО "Мой Казахстан" Владиславом Соколовским. Деятельность организации "Казахская юрта" имеет целью дальнейшее развитие культурно-гуманитарных связей и делового сотрудничества между Казахстаном и Польшей.

Дни рождения знаменитостей 1 марта в мире

В 1810 году родился Фредерик Шопен – польский композитор и пианист-виртуоз, педагог;

в 1949 году родился Томас Лаустиола – шведский и финский актер театра и кино. Исполнитель роли Эдварда Ларсена в фильме "Интердевочка";

в 1980 году родилась Анна Семенович – российская фигуристка, актриса, телеведущая, певица, экс-солистка группы "Блестящие";

Певица Анна Семенович
© Sputnik / Алексей Филиппов
Певица Анна Семенович

в 1994 году родился Джастин Бибер – канадский поп-R&B-певец, автор песен, музыкант, актер.

Кто родился 1 марта в Казахстане

В 1959 году родился Багдад Армеев – Генеральный секретарь Совета сотрудничества тюркоязычных государств;

в 1980 году родился Талгат Ластаев – председатель Комитета гражданской авиации  Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

День смерти знаменитостей 1 марта в мире

В 1958 году умер Джакомо Балла – итальянский художник, один из основателей футуризма;

в 1971 году умерла Изольда Извицкая – советская актриса театра и кино;

в 1995 году убит Владислав Листьев – советский телеведущий и тележурналист, первый Генеральный директор ОРТ;

в 2001 году умер Александр Козлов – российский музыкант, участник рок-группы "Агата Кристи".

1 марта в православном календаре

Сегодня православные верующие чтут память Святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского, а также мучеников Памфила, пресвитера, Валента, диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии.

День ангела

Сегодня День ангела празднуют Даниил, Илья, Макар, Павел, Памфил, Порфирий, Самуил и Юлиан.

0
Теги:
какой сегодня праздник