Корреспонденты Sputnik Казахстан проверили качество велодорожек в центре Алматы

По колдобинам: что мешает велосипедистам и самокатчикам на велодорожках в Алматы

198
(обновлено 21:01 02.06.2021)
Из почти 90 километров алматинских велодорожек как минимум треть находится в неудовлетворительном состоянии

АЛМАТЫ, 2 июн — Sputnik. Акимат Алматы не устает рапортовать о том, что велосипедная инфраструктура развивается в городе семимильными шагами. Можно сказать, что новые велодорожки в городе появляются, как грибы после дождя: новые и ровные, они просто зазывают прокатиться по ним. А вот со старыми, в том числе в самом центре Алматы, просто беда. Ездить по ним – опасно для жизни.

Ровно было на бумаге

Чтобы сравнить отчеты чиновников и реальное положение дел с велоинфраструктурой в Алматы, корреспонденты Sputnik Казахстан совершили трехкилометровую прогулку на самокатах по центру мегаполиса – району, который еще принято называть "золотым квадратом". Именно здесь впервые и стали появляться специально организованные для владельцев индивидуальных средств мобильности дорожки, которые фактически определили официальный статус велосипедистов, самокатчиков и владельцев мопедов как полноправных участников дорожного движения: не совсем пешеходы, но и не автолюбители.

Велодорожка по проспекту Жибек Жолы
© Sputnik / Тимур Батыршин
Велодорожка по проспекту Жибек Жолы

С тех пор ежегодно километраж велодорожек в городе растет: уже сейчас можно добраться из центра Алматы до спальных микрорайонов Орбита. Безопасно и быстро, как уверяют городские власти.

Но обновить разметку на проезжей части – не значит, что велодорожка пригодна для ее полноценного использования.

Мы решили проверить велоинфраструктуру на себе, проехав всего несколько километров – от пересечения улиц Шевченко - Наурызбай батыра до парка Республики и запечатлеть то, что реально угрожает здоровью, а иногда и жизни тех, кто выбирает экологически чистый транспорт.

Станция аренды самокатов на пересечении улиц Шевченко-Назарбаева
© Sputnik / Тимур Батыршин
Станция аренды самокатов на пересечении улиц Шевченко-Назарбаева

В добрый путь?

Велодорожка по улице Шевченко считается одной из самых первых в Алматы и очень востребована у велосипедистов и самокатчиков: в сравнении с другими районами города движение по ней можно смело назвать интенсивным. И проблемы здесь начинаются практически сразу, в какую сторону ни езжай. Первая из них – канализационные люки.

Понятно, что закатать их в асфальт нельзя, так как доступ к коммуникациям коммунальным службам города может понадобится в любую минуту. А вот качество работ подрядчиков, которые когда-то занимались ремонтом дорожного полотна (и были приняты заказчиком в лице акимата), довольно часто вызывает вопросы.

Там, где подрядчик ответственно подошел к работе, проблем нет: тут проехать по люкам можно, даже их не заметив. Но вот если изначально они устанавливались как попало, да потом там еще что-то раскапывали, то люки превращаются либо в пригорок, либо в яму.

Яма и люк на велодорожке по улице Шевченко, между проспектом Абылай хана и улицей Панфилова
© Sputnik / Тимур Батыршин
Яма и люк на велодорожке по улице Шевченко, между проспектом Абылай хана и улицей Панфилова

Конечно, для велосипедистов, диаметр колес транспорта которых довольно большой, это проблемой не является. А вот для самоката, чьи колеса редко превышают в диаметре 20-22 сантиметра, на скорости даже в 20 километров в час попасть в такую "ловушку" чревато серьезными последствиями.

Вторая проблема, которая встречается довольно часто, – нависшие над велодорожкой ветви деревьев. В ряде случаев они располагаются так низко, что взрослому человеку на самокате, а уж тем более на велосипеде, они по грудь и полностью перекрывают велодорожку. Выхода в этом случае два: либо проезжать, приседая на корточки, либо выезжать на проезжую часть, где подвергать себя опасности быть сбитым встречными машинами.

Ветки дерева полностью перекрывают проезд по велодорожке по улице Шевченко, между Абылай хана и Панфилова
© Sputnik / Тимур Батыршин
Ветки дерева полностью перекрывают проезд по велодорожке по улице Шевченко, между Абылай хана и Панфилова

Особенно хорошо все минусы организации велодорожек в городе можно разглядеть после дождя, когда любая - маленькая ли, большая ли - ямка наполняется водой. И порой это вполне себе серьезные препятствия, длинной в пару метров и глубиной в несколько сантиметров. Именно из-за таких неровностей, которые довольно сложно разглядеть в сухую погоду, жизнь и здоровье владельцев индивидуальных средств мобильности в любую секунду может оказаться под угрозой.

Яма длинной около двух метров по улице Шевченко, перед улицей Назарбаева
© Sputnik / Тимур Батыршин
Яма длинной около двух метров по улице Шевченко, перед улицей Назарбаева

Вниз по Кунаева

Пожалуй, велодорожку по улице Кунаева можно назвать одной из самых безопасных в Алматы. Хотя бы потому, что это одна из немногих улиц, на которой велосипедистов и самокатчиков от транспорта отделяет ряд боллардов.

Преимущество этих нехитрых, но очень нужных устройств заключается в том, что они, во-первых, привлекают внимание автолюбителей. В особенности на перекрестках. И не дают им забыть о том, что при повороте, помимо отсутствия пешеходов нужно убедиться в отсутствии самокатчиков и велосипедистов. Во-вторых, болларды не позволяют нерадивым водителям при отсутствии парковки наглым образом занимать велодорожку, заставляя тем самым выезжать на самокатах и велосипедах на дорогу, где идет основной транспортный поток.

Болларды, установленные вдоль велодорожки по улице Кунаева
© Sputnik / Тимур Батыршин
Болларды, установленные вдоль велодорожки по улице Кунаева

Тем не менее, и по Кунаева, качество асфальтового покрытия, как и на Шевченко, оставляет желать лучшего. Проблемы все те же - люки коммуникаций, в большинстве своем похожие то на ямы, то на ухабы. А еще - последствия работы коммунальных служб и частных подрядчиков, которые предпочитают не заморачиваться и латают куски дороги после прокладки очередных труб или кабелей как придется. Результат – словно едешь по американским горкам.

В самом центре

Велодорожка на проспекте Жибек-Жолы (алматинский Арбат) появилась несколько лет назад: ее построили в период реконструкции улицы, а вместо боллардов организовали разделительный газон, на котором высадили десятки деревьев и кустарников. Получилось красиво и эстетично.

Из-за некачественного ремонта дороги, асфальт просел прямо на пешеходном переходе на пересечении Жибек Жолы и Абдуллиных
© Sputnik / Тимур Батыршин
Из-за некачественного ремонта дороги, асфальт просел прямо на пешеходном переходе на пересечении Жибек Жолы и Абдуллиных

Вот только и здесь тоже отметились городские "кроты". Где копали – видно сразу. В таких местах асфальт чаще всего проседает и объезжать их, чтобы случайно не покалечиться, приходится не только на самокатах, но даже и на мопедах.

Аналогичная ситуация и на пешеходном переходе на пересечении Жибек Жолы с соседней улицей Кайырбекова. Здесь асфальт просел на глубину около трех сантиметров поперек всей велодорожки, а ширина дорожного дефекта составляет около метра.

А вот яма, появившаяся напротив центрального входа на алматинский Зеленый базар, вообще претендует на первенство в нашем рейтинге. Размер ее, и ее более мелких "сородичей" примерно три на три метра.

Чтобы не убиться и не сломать транспортное средство, велосипедистам и самокатчикам приходится спешиваться перед ямой напротив Зеленого базара
© Sputnik / Тимур Батыршин
Чтобы не убиться и не сломать транспортное средство, велосипедистам и самокатчикам приходится спешиваться перед ямой напротив Зеленого базара

На сколько велика и глубока эта яма, можно понять уже потому, что даже внедорожники, проезжающие через велодорожку на парковку, вынуждены делать это с особой осторожностью, чтобы не повредить машину.

Глубина ямы на велодорожке на против Зеленого базара около четырех-пяти сантиметров
© Sputnik / Тимур Батыршин
Глубина ямы на велодорожке на против Зеленого базара около четырех-пяти сантиметров

Корова языком слизала?

С самого своего появления по проспекту Жибек Жолы, велодорожка, берущая начало от улицы Кунаева, должна была обеспечить беспрепятственную возможность для жителей центра добираться на средствах индивидуальной мобильности до самого известного в Алматы парка Республики (бывший Горького). И, в принципе, она четко выполняла свою задачу, пока…

В начале года, в рамках реконструкции дорог в мегаполисе, по Жибек Жолы частично поменяли асфальт. В том числе и возле городского антикоррупционного ведомства. Однако несмотря на то, что некогда здесь проходила велодорожка, о чем свидетельствует дорожный знак, соответствующая разметка здесь не появляется вот уже несколько месяцев. Мы могли бы списать это на то, что у городских властей до этого пока просто не дошли руки. Но вот местные жители считают по-другому.

По их словам, с самого появления велодорожки им постоянно приходилось сталкиваться с тем, что сотрудники ведомства бесцеремонно превращали ее в парковку. Для того, чтобы научить госслужащих соблюдать закон, сюда даже неоднократно вызывали полицейских, которые выписали нарушителям не один протокол. И, со временем, ситуация пришла в норму.

А вот нынешнее отсутствие разметки после ремонта (хотя по документам она, наверняка, есть, раз до сих пор стоит знак велодорожки), вновь вернул все к парковочному хаосу.

После реставрации дорожного покрытия возле алматинского Антикора исчезла разметка велодорожки. Теперь это парковка для сотрудников ведомства
© Sputnik / Тимур Батыршин
После реставрации дорожного покрытия возле алматинского Антикора исчезла разметка велодорожки. Теперь это парковка для сотрудников ведомства

Как решать ситуацию

Напомню, что вышеописанные факты, взятые из реальной жизни и запечатленные на фото – это лишь малая часть проблем городской вело инфраструктуры: мы проехали всего три из почти ста километров. И конечно, обращали внимание только на те моменты, которые видны даже невооруженным взглядом. Мелочей, кстати, тоже хватает. Схожие ситуации можно наблюдать и по улице Гоголя, и по Валиханова, и по Байтурсынова и по многим другим.

А потому чиновникам, бодро рапортующим о развитии в городе вело инфраструктуры, хотя бы иногда стоило бы проверять бумажную отчетность своих подчиненных, реально проехав по маршрутам. И лучше не на служебных авто, а хотя бы на прокатном самокате, чтобы самолично прочувствовать уровень безопасности, качество работ, проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться десяткам тысяч людей. Да и вообще, для того чтобы понять, куда, а главное, как двигаться дальше.

198
Теги:
Алматы
Жители столицы на прогулке по бульвару Нурлы Жол

Заболеваемость коронавирусом в Нур-Султане не снижает темпов - данные Минздрава