Служба НИЦ Гарыш-Экология, архивное фото

Авария "Союза": что известно об экологической ситуации на Байконуре

(обновлено 15:09 12.10.2018)
В министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана опровергли информацию о загрязнении окружающей среды после падения ракеты-носителя "Союз МС-10"

АСТАНА, 12 окт — Sputnik. В министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана заверили, что ведомство постоянно следит за экологической безопасностью космодрома "Байконур".

На официальном сайте министерства появилось сообщение, что информация об опасном загрязнении окружающей среды на космодроме "Байконур" и прилегающей территории в результате пусков ракет космического назначения, распространяемая в прессе, не соответствует действительности.

В ведомстве заверили, что работают над сокращением использования на космодроме ракет-носителей, работающих на экологически опасном ракетном топливе. К слову, если раньше с космодрома осуществлялись пуски семи типов ракет-носителей, то на сегодняшний день их осталось только два: "Союз" и "Протон-М". Так, с 2008 года с  космодрома"Байконур" были прекращены пуски ракет "Циклон-2", с 2011 года — МБР РС-20, с 2014 года — МБР РС-18, использующих в качестве ракетного топлива гептил.

Что касается модернизированной ракеты "Протон-М", в ведомстве уточнили, что она имеет более высокие экологические характеристики за счет снижения количества остаточного ракетного топлива в ступенях ракет, приземляющихся в районах падения. Однако, несмотря на это, между Казахстаном и Россией сейчас ведутся переговоры о постепенном сокращении пусков ракет-носителей "Протон-М" к 2025 году. К этому времени, уточнили в министерстве, будут созданы более современные экологически безопасные ракеты, в пусках которых будет принимать участие и казахстанская сторона.

"Все эти меры нацелены на сохранение космодрома "Байконур", повышение экологической безопасности его деятельности, развитие космической отрасли Казахстана, без которой невозможно обеспечить высокий уровень развития страны", — говорится в сообщении.

Космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин
© Sputnik / Евгения Новоженина
Уточняется, что на космодроме время от времени работают научно-исследовательские организации, которые осуществляют экологический и социально-гигиенический мониторинг территорий, подверженных воздействию космодрома "Байконур", а также производится экологическое сопровождение пусков РН "Протон" и РН "Союз".

Исследование проводится и в отношении здоровья людей, проживающих в зоне влияния. Результаты, как заверили в ведомстве, свидетельствуют о "незначительном" влиянии на окружающую среду и здоровье населения при штатных пусках ракет. При этом в районах падения ступеней всегда проводится экологическое обследование, отбор и количественный химический анализ проб воздуха, почвы, воды и растений на содержание компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации. И при необходимости, в случае выявленного загрязнения и нарушений почвенно-растительного покрова, проблема устраняется с последующим контролем старых мест падения.

Отметим, за период аренды с космодрома "Байконур" осуществлено более 500 пусков ракет-носителей, семь из которых оказались аварийными. Все аварии расследуются совместными комиссиями, устраняются их последствия, подсчитывается и возмещается ущерб. Так, после аварии 2 июля 2013 года, в населенных пунктах Торетам, Акай и в городе Байконыр еженедельно, 13 недель подряд, проводился отбор проб почвы, атмосферного воздуха, воды и растений. В ведомстве заверили, что результаты тех анализов не выявили содержания гептила. При этом на месте аварии была проведена многократная детоксикация почвы, а затем рекультивация почвенного покрова с высевом семян саксаула. И по результатам работ 2018 года на рекультивированной территории гептил в почве не был обнаружен.

"Более значительное загрязнение окружающей среды происходит, конечно, при аварийных пусках ракет-носителей, как и при любых других техногенных авариях. В связи с расположением космодрома в малонаселенной местности, аварии при пусках ракет не оказали прямого влияния на здоровье населения", — уточнили в ведомстве.

При этом в ведомстве отметили, что в результате многолетних мониторинговых исследований не обнаружено гептильного загрязнения в пробах воды, почвы, растений, мясомолочных продуктах в населенных пунктах, прилегающих к районам аварийных падений ракет-носителей. А значит, основания говорить о необходимости объявления космодрома "Байконур" зоной экологического бедствия, по их мнению, отсутствуют.

Напомним, утром 11 октября ракета-носитель "Союз", которая должна была доставить двух космонавтов на Международную космическую станцию корабль "Союз МС-10", потерпела крушение практически сразу после запуска с космодрома "Байконур". По одной из версий, к аварии привело неправильное отделение ступеней ракеты и отказ двигателей.

ракета-носитель, "Союз", топливо, гептил, экология, космодром "Байконур", МОАП, Казахстан
Темы:
Авария "Союза" (21)
Магнитные бури

Магнитная буря ожидается 25 октября

(обновлено 10:09 23.10.2020)
Предстоящая магнитная буря может оказать незначительные сбои в работе энергосистем. Людям с хроническими заболеваниями стоит быть осторожнее

НУР-СУЛТАН, 22 окт — Sputnik. Ученые лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института РАН уточнили прогноз о магнитной буре. Ранее сообщалось, что она будет продолжаться несколько дней.

Исследователи утверждают, что влияние магнитной бури будет ощущаться 25 октября.

Космическая погода: как Земля мешает Солнцу нас уничтожить

Согласно новому прогнозу на сайте института, магнитная буря принадлежит классу G1. Всего в классификации магнитных бурь пять уровней - от G1 до G5, сообщает РИА Новости.

Как магнитные бури действуют на человека

Считается, что слабая буря может спровоцировать незначительные сбои в работе энергосистем, а также повлиять на пути миграций птиц и животных.

Таинственный танец птиц в небе попал на видео

Более сильные бури вызывают нарушения коротковолновой связи и работы навигационных систем, а также сбои напряжения в промышленных сетях. Кроме того, повышенная солнечная активность, обычно вызывающая магнитные бури, может привести к тому, что полярные сияния будут видны на более южных широтах, чем обычно.

Ученые пока не пришли к единому мнению о том, как колебания магнитного поля воздействуют на организм человека.

Чем опасны магнитные бури

Многие люди с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы жалуются в эти дни на общее недомогание. Могут проявится сильные головные боли, утомляемость, головокружение.

Для полностью здоровых людей никакой опасности нет.

НАСА опубликовало снимки забора образцов с астероида Бенну видео

Забор образцов грунта с астероида прошел успешно

НУР-СУЛТАН, 22 окт — Sputnik. НАСА опубликовало снимки забора грунта автоматическим зондом Osiris-Rex с астероида Бенну.

По словам специалистов, забор прошел успешно. На видео, опубликованном на сайте НАСА, видно, как зонд касается поверхности астероида Бенну.

"Из того, что мы знаем сейчас, процесс забора образцов прошел прекрасно", - сказал главный научный руководитель миссии Данте Лоретта.

Точный объем собранных материалов, предположили в НАСА, будет доступен в понедельник, 26 октября.

Лучшие астрономические фото года: красота космоса

Миссию Osiris-Rex в НАСА уже окрестили исторической: впервые созданный человеком аппарат вращается вокруг столь небольшого, как Бенну (всего 500 метров в диаметре), космического тела.

Зонд Osiris-Rex стартовал с Земли в сентябре 2016 года. Его целью исследователи выбрали расположенный в 3,7 миллиона километров от земли астероид Бенну, ранее известный под номером 1999 RQ36.

Недоизученная планета. Странные и неожиданные факты о Земле

Аппарат достиг своей рабочей позиции на расстоянии 20 километров от 500-метрового астероида в декабре 2018 года и с тех пор находился на его орбите, готовясь к сближению.

Возвращение аппарата на Землю вместе с образцами породы астероида планируется в 2023 году.

астероид, NASA
Монеты

Предприниматель из Нур-Султана задолжал 1,3 миллиарда тенге налогов

(обновлено 13:08 27.10.2020)
Глава предприятия осужден на 5 лет за сокрытие налогов. Выяснилось, что фирма не платила обязательные платежи в течение трех лет

ТАЛДЫКОРГАН, 27 окт — Sputnik. В Нур-Султане завершено расследование уголовного дела в отношении руководителя предприятия, уклонившего от уплаты налогов на сумму свыше 1,3 миллиарда тенге

Факты уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в особо крупном размере выявлены сотрудниками экономических расследований во время документальной налоговой проверки ТОО "Атырауоблтяжстрой", сообщили в пресс-службе комитета по финансовому мониторингу Минфина Казахстана.

В правительстве ответили, проведут ли кредитную амнистию в Казахстане

Выяснилось, что согласно акту проверки, предприятие за три года не произвело выплаты налогов на сумму свыше 1,3 миллиарда тенге. Основанием для доначисления налогов явились сделки с предприятиями, от имени которых выписывались фиктивные счет-фактуры.

"Приговором Сарыаркинского районного суда №2 Нур-Султана за совершение уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 245 части 3 Уголовного кодекса (Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций) руководителю предприятия назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет с лишением права занимать руководящие должности в коммерческих организациях в течение 3 лет", - сообщили в ведомстве.

Машины уже нет, а налог есть: что ответили в Минфине