Служба НИЦ Гарыш-Экология, архивное фото

Авария "Союза": что известно об экологической ситуации на Байконуре

(обновлено 15:09 12.10.2018)
В министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана опровергли информацию о загрязнении окружающей среды после падения ракеты-носителя "Союз МС-10"

АСТАНА, 12 окт — Sputnik. В министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана заверили, что ведомство постоянно следит за экологической безопасностью космодрома "Байконур".

На официальном сайте министерства появилось сообщение, что информация об опасном загрязнении окружающей среды на космодроме "Байконур" и прилегающей территории в результате пусков ракет космического назначения, распространяемая в прессе, не соответствует действительности.

В ведомстве заверили, что работают над сокращением использования на космодроме ракет-носителей, работающих на экологически опасном ракетном топливе. К слову, если раньше с космодрома осуществлялись пуски семи типов ракет-носителей, то на сегодняшний день их осталось только два: "Союз" и "Протон-М". Так, с 2008 года с  космодрома"Байконур" были прекращены пуски ракет "Циклон-2", с 2011 года — МБР РС-20, с 2014 года — МБР РС-18, использующих в качестве ракетного топлива гептил.

Что касается модернизированной ракеты "Протон-М", в ведомстве уточнили, что она имеет более высокие экологические характеристики за счет снижения количества остаточного ракетного топлива в ступенях ракет, приземляющихся в районах падения. Однако, несмотря на это, между Казахстаном и Россией сейчас ведутся переговоры о постепенном сокращении пусков ракет-носителей "Протон-М" к 2025 году. К этому времени, уточнили в министерстве, будут созданы более современные экологически безопасные ракеты, в пусках которых будет принимать участие и казахстанская сторона.

"Все эти меры нацелены на сохранение космодрома "Байконур", повышение экологической безопасности его деятельности, развитие космической отрасли Казахстана, без которой невозможно обеспечить высокий уровень развития страны", — говорится в сообщении.

Космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин
© Sputnik / Евгения Новоженина
Уточняется, что на космодроме время от времени работают научно-исследовательские организации, которые осуществляют экологический и социально-гигиенический мониторинг территорий, подверженных воздействию космодрома "Байконур", а также производится экологическое сопровождение пусков РН "Протон" и РН "Союз".

Исследование проводится и в отношении здоровья людей, проживающих в зоне влияния. Результаты, как заверили в ведомстве, свидетельствуют о "незначительном" влиянии на окружающую среду и здоровье населения при штатных пусках ракет. При этом в районах падения ступеней всегда проводится экологическое обследование, отбор и количественный химический анализ проб воздуха, почвы, воды и растений на содержание компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации. И при необходимости, в случае выявленного загрязнения и нарушений почвенно-растительного покрова, проблема устраняется с последующим контролем старых мест падения.

Отметим, за период аренды с космодрома "Байконур" осуществлено более 500 пусков ракет-носителей, семь из которых оказались аварийными. Все аварии расследуются совместными комиссиями, устраняются их последствия, подсчитывается и возмещается ущерб. Так, после аварии 2 июля 2013 года, в населенных пунктах Торетам, Акай и в городе Байконыр еженедельно, 13 недель подряд, проводился отбор проб почвы, атмосферного воздуха, воды и растений. В ведомстве заверили, что результаты тех анализов не выявили содержания гептила. При этом на месте аварии была проведена многократная детоксикация почвы, а затем рекультивация почвенного покрова с высевом семян саксаула. И по результатам работ 2018 года на рекультивированной территории гептил в почве не был обнаружен.

"Более значительное загрязнение окружающей среды происходит, конечно, при аварийных пусках ракет-носителей, как и при любых других техногенных авариях. В связи с расположением космодрома в малонаселенной местности, аварии при пусках ракет не оказали прямого влияния на здоровье населения", — уточнили в ведомстве.

При этом в ведомстве отметили, что в результате многолетних мониторинговых исследований не обнаружено гептильного загрязнения в пробах воды, почвы, растений, мясомолочных продуктах в населенных пунктах, прилегающих к районам аварийных падений ракет-носителей. А значит, основания говорить о необходимости объявления космодрома "Байконур" зоной экологического бедствия, по их мнению, отсутствуют.

Напомним, утром 11 октября ракета-носитель "Союз", которая должна была доставить двух космонавтов на Международную космическую станцию корабль "Союз МС-10", потерпела крушение практически сразу после запуска с космодрома "Байконур". По одной из версий, к аварии привело неправильное отделение ступеней ракеты и отказ двигателей.

Казахстан, МОАП, космодром 'Байконур', экология, гептил, топливо, 'Союз', ракета-носитель
Темы:
Авария "Союза" (21)
Звездное небо

Метеорит упал на охваченную лесными пожарами Турцию видео

(обновлено 11:31 31.07.2021)
Яркая вспышка света, сопровождавшаяся громким звуком, взбудоражила жителей Измира и его окрестности

НУР-СУЛТАН, 31 июл – Sputnik. Светящийся объект, озаривший ночное небо на несколько секунд, появился над турецким Измиром 31 июля.

По сообщениям пользователей соцсетей, которые приводит издание Hurriyet, в 01:54 по времени Анкары произошла внезапная яркая вспышка света.

"Этот свет взволновал жителей Измира и его окрестностей. Движение небесного тела, предположительно метеора, сопровождалось не только световой вспышкой, но и громким звуком", - сообщает местное издание.

Официальных сообщений от властей Турции о падении метеорита не поступало.

Число погибших при пожарах на юге Турции выросло до четырех

Отметим, что сейчас на территории Турции, в том числе близ курортных городов, бушуют лесные пожары. В минувшую пятницу спасателям удалось локализировать 70 очагов возгорания. Некоторые страны организовывают эвакуацию своих граждан, отдыхающих в Турции.

Вместо солнца - пеплопад: казахстанец о пожарах в Анталье - видео

метеорит, Турция
По теме
Мужчина стал миллионером после того, как на его дом упал метеорит
Пылающий метеорит упал в Ливане
Множество астероидов представляет угрозу для Земли - ООН
Взрыв в небе: на Кубе упал метеорит – видео
"Космические угли": редчайший метеорит нашли в Великобритании - видео
Астероид, иллюстративное фото

Множество астероидов представляет угрозу для Земли - ООН

(обновлено 11:05 29.07.2021)
Человечество знает только о порядка 40% крупных и пересекающих орбиту Земли астероидов и комет

НУР-СУЛТАН, 29 июл — Sputnik. Организация Объединенных Наций (ООН) предупреждает о существовании множества астероидов, которые могут упасть на Землю и не быть идентифицированными прежде, чем произойдет столкновение, пишет РИА Новости.

Как сообщается в отчете на сайте Научно-технического подкомитета Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, люди владеют сведениями только о порядка 40% крупных и пересекающих орбиту Земли астероидов и комет, при том что на сегодняшний день известно о более чем 25 тысячах таких объектов.

Как бильярд может спасти Землю от столкновения с астероидом Апофис

В документе отмечается, что в 2020 году всемирная сеть астрономических обсерваторий, расположенных в более чем 40 странах, собрала почти 39,5 миллиона записей о наблюдениях астероидов и комет. По состоянию на 17 апреля 2021 года ученые знали о 25 647 объектах, сближающихся с Землей. При этом в 2020 году найдено 2 959 таких объектов — рекордное число.

Потенциально опасный астероид приближается к Земле

Как ранее говорил научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов, специалисты знают лишь о каждом десятом космическом теле размером более 100 метров. Малые тела, как, к примеру, Челябинский метеорит, вообще не могут быть предварительно обнаружены на дальней дистанции.

НАСА опубликовало снимки забора образцов с астероида Бенну

Земля, астероид, космос, ООН
Вспышка неизвестного коронавируса в Китае

Неожиданное влияние коронавируса на детей обнаружили врачи

Загадочный эффект, который коронавирус оказывает на детей, пока остается неразгаданным, но знать об этом должен каждый родитель

НУР-СУЛТАН, 5 авг — Sputnik. Отложенный эффект постковидного синдрома может проявиться у детей спустя 6-12 месяцев после перенесенного заболевания. Такое свойство характерно для "дельта"-штамма, который чаще поражает молодых людей, нежели пожилое население.

Какие анализы нужно сдавать детям перед школой

Об этом рассказала главный врач поликлиники №8 города Алматы Фарида Агибаева.

В настоящее время "дельта"-штамм коронавируса распространяется преимущественно среди молодых людей, которые не успели пройти вакцинацию, 37% зараженных - это граждане в возрасте от 20 до 40 лет.

"Сейчас выяснилось, что дети коронавирус переносят легко, но потом через 6-12 месяцев у многих проявляется постковидный синдром. Вот он как раз протекает тяжело и может ударить по любому органу. Родителям нужно быть бдительными. Еще стоит учитывать, что нередко у детей при заболевании мы не находим в крови иммуноглобулин М (он указывает на ковид). При этом через какое-то время в организме появляются защитные тела (иммуноглобулин G), которые говорят о перенесенном коронавирусе. Это загадка", - отметила Агибаева.

По ее словам, чаще болеют дети в возрасте до года и с хроническими патологиями.

Как защитить детей от COVID-19 и подготовить к школе

Ранее в департаменте санитарно-эпидемиологического контроля Алматы сообщали о том, что за последние две недели анализ возрастного состава показал, что удельный вес пораженности КВИ среди подростков вырос на 0,7% и граждан 40-59 лет на 0,8%.

В основном заражение коронавирусом преобладает среди молодых людей от 20 до 40 лет - в 37%, граждан 40-59 лет в - 25%, лиц старшего 60 лет – 19% и детей до 14 лет – 13%.

Где чаще всего заражаются дети

По словам медика, дети чаще всего заражаются в семье.

"Чаще всего коронавирус передается внутри семьи, дети могут заразиться от родителей. Поэтому сегодня нужно стараться ограничивать посещение детьми общественных мест, не брать их с собой в магазины и пореже ездить с ними в транспорте", - отметила Агибаева.

Коронавирус у детей стал проходить тяжелее

Она также добавила, родителям сейчас важно привиться от коронавируса, это увеличит шансы детей не заразиться. Кроме того, важно соблюдать масочный режим.

"Многоразовая маска из четыре слоя ткани или плотного искусственного полотна по эффективности практически не уступает одноразовым средствам. Носить СИЗ для лица прежде всего должен больной, чтобы выделяемая физиологическая жидкость изо рта и носа задерживалась на маске", - пояснила медик.

Здоровый человек также должен носить маску, так как существует вероятность заразиться от больного или переносчика вируса, уточнила она.

коронавирус 2019-nCoV, дети, болезнь