Сергей Маковецкий (Евгений Онегин ) в сцене из спектакля Евгений Онегин

Два "Онегина" в одном спектакле: чем удивил астанчан театр Вахтангова

914
(обновлено 21:53 09.01.2020)
Как принимают легендарные спектакли зрители в Нур-Султане, в каком городе еще запланированы гастроли известной труппы и чем казахстанская зима покорила московских артистов, читайте в материале Sputnik Казахстан

НУР-СУЛТАН, 9 янв — Sputnik. Первая часть столичных гастролей московского государственного академического Театра имени Евгения Вахтангова подходит к завершению. 8 и 9 января в Нур-Султане столичной публике представили спектакль "Евгений Онегин" в постановке художественного руководителя Римаса Туминаса, впереди еще два представления: постановка "Дядя Ваня" - 10 и 11 января.

Сергей Маковецкий и другие артисты театра ответили на вопросы зрителей и журналистов на пресс-конференции в Нур-Султане.

"Онегин" в первозданном виде

Столичная публика, по признанию артистов, "Евгения Онегина" приняла хорошо - спектакль прошел с аншлагом.

Как рассказал директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок, астанчане смогли увидеть спектакль таким же, каким его показывают перед московским зрителем.

"Декорации, костюмы, реквизит приехали сюда на двух больших автофурах. Каких-то технических сложностей не было, потому что театр "Астана Опера" прекрасно оснащен", - отметил Крок.

По его словам, во время гастролей театру часто приходится привозить с собой дополнительное световое и звуковое оборудование, так как его может не быть на месте проведения спектаклей.

Пресс-конференция театра Вахтангова
© Sputnik / Абзал Калиев.
Директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок

"В "Астана Опера" технический райдер по свету, звуку соответствовал нашим требованиям", - подчеркнул Крок.

Главные роли в постановках исполняют актеры театра и кино Сергей Маковецкий, Леонид Бичевин, Ольга Лерман, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Артур Иванов, Олег Макаров, Николай Романовский, Мария Волкова, Наталья Винокурова и Юрий Шлыков. В Нур-Султан труппа прибыла в полном составе.

Прославленный театр Вахтангова покажет два спектакля в Нур-Султане

Читают ли артисты обсуждения и отзывы на спектакли

Театр Вахтангова привез в Нур-Султане проверенные временем спектакли, однако в социальных сетях до сих пор идет бурное обсуждение и споры по поводу этих смелых постановок Римаса Туминаса. Как признались артисты, сетевые "перепалки" долетают и до их ушей, а следить за ними бываем весьма увлекательно.

"Спектакль "Дядя Ваня" идет с 2009 года, "Онегин" - с 2013 года, и вы знаете, сам поражаюсь - спектаклям уже 10 лет, все 10 лет аншлаги", - признался исполнитель роли Евгения Онегина Сергей Маковецкий.

Пресс-конференция театра Вахтангова
© Sputnik / Абзал Калиев.
Исполнитель роли Евгения Онегина Сергей Маковецкий (в центре)

Артист отметил, что уникальность спектаклей в том, что эти постановки приняли даже те, кто театр Вахтангова никогда не принимал.

"Существуют такие журналисты, их называю "придворными журналистами" - кто-то любит один театр, кто-то другой. Но когда хорошие слова написали те, кто никогда этого не делал, я тогда понял, что это же фантастический успех. Когда недоброжелатели были уже вынуждены не промолчать, а сказать добрые слова", - отметил артист.

Маковецкий указал, что многолетнее обсуждение постановки свидетельствует о ее живости и способности дойти до сердца зрителя.

Московский театр заговорил на казахском

"Читаем ли отзывы, бегаем по интернету? Не каждые пять минут, но иногда заходишь, оно само на тебя "выпрыгивает". Ну, спорят (в обсуждениях) и слава Богу, значит спектакли живые, несмотря на то, что у спектакля уже много лет за плечами. А ведь мы 31 марта будем играть уже трехсотый спектакль "Евгений Онегин", юбилей выпадает на Южную Корею. Поэтому читаем, но негатива, чтобы категорически не приняли, я не помню. Значит спектакль был поставлен с душой, а когда у спектакля есть душа - она сумеет пробиться к вам, зрителям", - сказал артист.

Он также поделился воспоминанием о самом "горячем" приеме спектакля, произошло это в Грузии.

Сцена из спектакля Евгений Онегин в постановке Римаса Туминаса
© Sputnik / Владимир Федоренко
Сцена из спектакля "Евгений Онегин" в постановке Римаса Туминаса

"Мне всегда казалось, что театральная публика везде одинаковая. Иногда кажется, тихо в зале, как будто вообще никакой реакции. А в конце такой прием, что крыша театра "приподнимается", а иногда во время спектакля уже. Никогда не забуду, как в Тбилиси.., там было какое-то сумасшествие. Наш "Онегин" как-то совпал с их внутренним жарким темпераментом", - сказал Маковецкий.

Сергей Маковецкий в сцене из спектакля Евгений Онегин в постановке Римаса Туминаса
© Sputnik / Владимир Федоренко
Сергей Маковецкий в сцене из спектакля "Евгений Онегин" в постановке Римаса Туминаса

По его признанию "дома", в Москве играть бывает ничуть не легче.

"Иногда московская публика бывает самая скучная, потому что снобизм. Они приходят на модный спектакль: "давайте, удивите нас". А когда мы приезжаем (на гастроли - Sputnik), чувствуем доброжелательность, идущую от зрителя. Эту доброжелательность, правда, надо заслужить", - считает актер.

Спецпроект Sputnik Казахстан: интересные факты о театрах

Раз - Онегин, два - Онегин: что может драма

"Евгений Онегин" - типичная оперная постановка, которую ставит и столичный театр. Исполнитель роли "молодого Онегина" Леонид Бичевин рассказал, что в бессмертном произведении Пушкина смогла показать драма.

Пресс-конференция театра Вахтангова
© Sputnik / Абзал Калиев.
Леонид Бичевин исполнил "молодого Онегина"

"Самое интересное, что привнес Римас, это два Онегина: пожилой и молодой, как два состояния души. С точки зрения драматургии - это очень здорово сделано и придумано. Здесь Онегин рассчитывает всю свою жизнь, вычисляя из нее любовь, причем это оказывается любовь к себе. Его душа стареет, становится пожилой, но эти души и герои постоянно меняются местами. Когда вновь появляется его возлюбленная, он снова будто молодеет", - привел пример Бичевин.

Гастроли московского "Современника" в Нур-Султан могут стать ежегодными

Зима для Татьяны

Главная героиня драмы - Татьяна Ларина, та, что русская душою, "с ее холодною красою любила русскую зиму".

Героиня также представлена сразу в двух образах. Ирина Купченко играет "Сон Татьяны", а роль самой Татьяны исполняет молодая актриса Ольга Лерман.

"Мне очень нравится эта роль. Я счастливый человек, что работаю в театре Вахтангова на сцене с такими прекрасными артистами. Я каждый день, когда иду играть спектакль, чем-то вдохновляюсь. Сегодня шла сквозь "лес"(парк влюбленных в Нур-Султане - Sputnik), который разделяет театр и наш отель, вдохновлялась. Прям зима такая настоящая. Как у Пушкина написано. В Москве у нас пока серо", - поделилась эмоциями актриса.

Обещание посла: театр Вахтангова приедет в Алматы

Гастроли московской труппы театра Вахтангова в Казахстан - продолжение мирового турне, стартовавшего осенью 2019 года в Париже. Оно приурочено к 100-летию театра, которое будет отмечаться в 2021 году.

Во время встречи с актерами посол Российской Федерации в Республике Казахстан Алексей Бородавкин пообещал, что спектакли увидит не только столичная публика, но и алматинцы.

Все театры Казахстана: интерактивная карта

"Для вахтанговцев это особый период – вскоре театр будет отмечать свое столетие. У этого художественного коллектива великая история, связанная с именами Таирова, Вахтангова, Евгения Симонова, Михаила Ульянова и других выдающихся советских и российских режиссеров и актеров", - отметил Бородавкин.

Вместе с тем, по его словам, театр ориентирован на завтрашний день.

Пресс-конференция театра Вахтангова
© Sputnik / Абзал Калиев.
Посол Российской Федерации в Республике Казахстан Алексей Бородавкин

"Художественный руководитель театра Римас Туминас продолжает вековые традиции российского театрального искусства и привносит новаторские решения в сценическое искусство. Выступление театра на самой престижной театральной площадке Нур-Султана – в "Астана Опера" – знак того, какое большое значение придают друзья-казахстанцы гостеприимному приему у себя вахтанговцев, которые привезли в Казахстан свои лучшие постановки: пушкинского "Евгения Онегина" и чеховского "Дядю Ваню". Эти спектакли пройдут не только в Нур-Султане, но и в Алматы", - пообещал Бородавкин.

При этом посол подчеркнул, что российско-казахстанское сотрудничество в области культуры и искусства – это улица с двусторонним движением. Лучшие представители творческой интеллигенции и деятели искусства Казахстана частые и желанные гости в России, точно также, как и российские художественные коллективы, которые регулярно гастролируют в Казахстане.

Как "Современник" завоевал сердца астанчан

914
Теги:
театр
Моноопера Дневник Анны Франк

Зрители на сцене и "парящий оркестр": уникальную монооперу показали в Алматы

127
(обновлено 07:31 12.10.2020)
История 13-летней девочки, рассказанная в дневнике, поразила мир. Российский режиссер Алексей Смирнов рассказал о том, как создавалась опера

АЛМАТЫ, 13 окт — Sputnik. В Казахском государственном академическом театре оперы и балеты имени Абая впервые показали монооперу Григория Фрида "Дневник Анны Франк". Корреспондент Sputnik Казахстан побывал на предпоказе и узнал, как создавался спектакль.

В 2020 году исполнилось 75 лет победе в Великой Отечественной войне и 75 лет со дня смерти Анны Франк. Еврейская девочка родилась в 1929 году в Германии. После прихода Гитлера к власти скрывалась с семьей от нацистского террора в Нидерландах.

"Дневник Анны Франк" стал всемирным культурным достоянием, был переведен на 70 языков и включен в регистр "Память мира" программы ЮНЕСКО.

Анна Франк ушла из жизни, заболев тифом, когда уже была близка победа. Историки рассказывают: девочка не знала, что выжил отец - единственный из всей семьи. Анна спрятала дневник. Когда раскрылось убежище, его потом нашел и опубликовал отец.

Театр на "летнике": необычную распродажу устроили артисты ARTиШОКа

Идея спектакля зрела шесть лет

Спектакль-действие поставлен на основе дневника 13-летней девочки. Это опера о жизни, где Анна Франк постоянно задает вопрос: "Зачем нужна война". Спектакль впервые прошел на сцене ГАТОБа. Его поставил российский режиссер Алексей Смирнов. Он рассказал, что идея о создании оперы пришла к нему около шести лет.

"В течение всего этого времени замысел всей этой постановки только углублялся, становился более точным, и за эти годы история Анны Франк для меня стала очень личной. Музыкальный язык оперы непростой, так как написан на стыке классического и современного композиторского стилей. Трагедия Холокоста нашла очень точное музыкальное выражение в опере Григория Фрида. История Анны Франк учит нас всегда надеяться на лучшее и проживать каждый день, как последний", - считает Смирнов. 

Режиссер-постановщик Алексей Смирнов
© Sputnik / Ольга Тонконог
Режиссер-постановщик Алексей Смирнов

Директор театра Ая Калиева рассказала, что в Казахстане эта опера звучит впервые. Но и в странах СНГ она входит лишь в репертуар Мариинского театра.

Режиссер Большого театра Беларуси Михаил Пандживидзе, который был зрителем, восхитился смелостью алматинского ГАТОба.

"В СНГ мы больше показываем классику. Алматы продемонстрировал свою глубокую интегрированность в мировое оперное пространство, не побоялся ни экспериментов, ни сложности материала, ни необычности решения в наше тяжелейшее время, когда театр оказался в самом уязвимом положении. Полгода мы были лишены возможности видеть глаза зрителей. Я поздравляю театр, благодарю за смелость, продвинутость, некостность и интеллект", - поделился он.

Зрители сидели прямо на сцене

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель мог прикоснуться к атмосфере присутствия и сопереживания главной героине, а также прожить все моменты спектакля вместе с ней.

Действие спектакля происходило прямо на сцене
© Sputnik / Ольга Тонконог
Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки

"Драматургически опера построена от мрака к свету, хотя сюжет диктует обратное. Контраст ощущается с первых нот: беззаботная болтовня героини о школе, об уроках сопровождается сложным потоком звукового поля, символизирующего предвестника близкой трагедии. Композитору удалось с помощью музыкальной линии передать перепады в настроении подростка: от лирических чувств к озорству, от веселья к печали и трагедии" - пояснила Ая Калиева.

Артисты "Астана Балет" выступили под открытым небом в Нур-Султане – видео

В чем уникальность монооперы Смирнова

Спектакль начинается в комнате Анны Франк, а потом зритель вместе с артистами переходит в убежище за шкаф. Создатели пояснили, что это реплика того шкафа, за которым было настоящее убежище. Он отодвигался, и за ним была дверь.

"В первую очередь, это документальная опера. Это очень редкий жанр. Весь текст, который поется – это подлинные слова Анны Франк, только смонтированные композитором. Для нас важно было именно через документ рассказать эту сложную и неоднозначную историю", - говорит Алексей Смирнов.

Также режиссер решил ввести в монооперу еще одного персонажа — сестру Анны Франк - Марго.

"Это изначально была моя задумка. У композитора вся партитура написана для одного человека, одного голоса. Та компоновка, тот монтаж, их сделали специально для этого спектакля. Когда мы ввести дуэт, нужно было ввести зрителя в курс дела, мы показали фотографию, где Анна вместе с мамой, папой и сестрой", - пояснил он.

Больше не онлайн: как старейший театр в Нур-Султане открывал юбилейный сезон

Иллюзия парящего звучания музыки

В составе оркестра было всего 15 музыкантов. Причем они сидели не в оркестровой яме, а практически над сценой, создавая иллюзию парящего звучания музыки. Дирижером-постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров.

"Сама партитура написана для девяти инструментов — одна скрипка, одна виолончель, один контрабас и духовые инструменты — флейта, труба, кларнет, трамбон - и один человек — ударные. Чтобы мы не испытывали трудности, играя не в оркестровой яме, а на возвышенности, я решил сдвоить струнный состав и ударников, чтобы один человек на восемь инструментов не распылялся и не суетился. Партитура очень сложна языком. В спектакле одна-две основные темы. Остальная музыка идет спецэффектом. Она поддерживает текст и состояние", - говорит Ахмедьяров.

Ведущим солисткам оперной труппы Венере Алпысбаевой и Надие Наденовой удалось воссоздать среди черно-белых воспоминаний цветной образ Анны Франк, которая по сей день живет на страницах своего дневника. В этом им помогла необычная сценография художницы Елены Бодровой.

"В работе над этой постановкой было важно найти образ тех волнений и переживаний, которые происходили в душе девочки-подростка. Для меня как художника было важно найти решение и показать зрителю, как из маленького и личного вырастает большая трагедия. В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк. Поэтому в декорациях спектакля есть много тонких нюансов, которые очень символичны и важны для передачи образов и волнующих моментов, происходящих в душе у нашей героини", - сказала художник-постановщик Елена Бодрова.

Шпагат между комнатой и балконом и спектакли на кухне: как ГАТОБ жил на карантине

Спектакль поставили за 10 дней

Режиссер Алексей Смирнов добавил, что все декорации на сцене — это отражение документальных вещей.

"К примеру, домик, в который она играет на сцене — это подлинный разрез убежища, трех этажей, где жила ее семья. И там есть комната, в которой жила сама Анна, стол, за которым она писала свой дневник, ее кровать. В этом доме также жил Петер — ее юношеская любовь. На чердаке она проводила время, смотря на Амстердам через маленькое окно, которое нельзя было открывать, потому что они боялись себя выдавать. Три дома – это макеты подлинных домов, они до сих пор есть в Амстердаме, в них располагается музей Анны Франк", - рассказал режиссер-постановщик.

По словам Аи Калиевой, создателям монооперы пришлось работать в экстремальных условиях, у постановщиков спектакля было всего десять дней, чтобы составить спектакль и сделать декорации.

"Мы очень долго к этому шли. В ноябре съездили в Москву, с января приняли решение поставить оперу. Мы очень волновались, чтобы публика приняла, потому что это новый музыкальный язык. Изначально его хотели поставить к 9 мая и показывать на протяжении двух недель. Но из-за пандемии пришлось поменять планы", - поделилась Калиева.

Всего в 2020 году будет три показа этого спектакля, последний - в четверг, 15 октября. После этого монооперу планируется показать только в 2021-м.

Артистам подпевал весь зал: ГАТОБ с аншлагом открыл новый театральный сезон

Напомним, ГАТОБ открыл сезон в четверг, 8 октября. В связи с пандемией коронавируса театр ввел дополнительные правила посещения, которые предусматривают масочный режим, социальную дистанцию и новые условия рассадки в зрительном зале.

127
Теги:
война, ГАТОБ им. Абая, Алматы, театр
Астана Опера

Музыканты и зрители в масках: прошел первый с начала пандемии концерт в "Астана Опера"

94
(обновлено 12:03 21.09.2020)
Концерт в "Астана Опера" состоялся для 50 зрителей. Среди них была министр культуры Актоты Раимкулова

НУР-СУЛТАН, 21 сен — Sputnik. Театр "Астана Опера" открыл VIII сезон гала-концертом "По страницам оперной классики".

"Согласно постановлению главного санитарного врача их (зрителей) было всего 50. Концерт посетила министр культуры и спорта Актоты Раимкулова", – сообщает пресс-служба театра.

Напомним, главный зал театра рассчитан на 1 250 мест. 

В Казахстане разрешили работу театров и уличных кинотеатров

Открыл сезон главный дирижер театра, заслуженный деятель Казахстана, лауреат госпремии Алан Бурибаев.

В программу концерта включены сцены и арии из опер "Абай", "Дон Карлос", "Кармен", "Тоска", "Мадам Баттерфляй", "Севильский цирюльник".

В концерте принимали участие практически все солисты театра, артисты хора, музыканты оркестра и миманс.

"Все с большим энтузиазмом, с большой радостью включились в работу, соскучились по ней. Мы хотим подарить свое искусство нашей замечательной публике. В год 175-летия Абая мы также включили в программу сцены из оперы "Абай" Жубанова и Хамиди", - поделился Бурибаев.

Что изменилось в театре

Согласно санитарным требования, в фойе установлены санитайзеры, в зале кресла расположены в шахматном порядке. Зрители должны носить маски в течение всего представления.

"Изменения коснулись и рассадки музыкантов оркестра. Согласно санитарным нормам, инструменталисты находятся на полтора метра друг от друга. На таком расстоянии сложно создать безупречный ансамбль музыкантов, но артисты оркестра блестяще с этим справились", - отметили в театре.

Новый формат глазами зрителей

Зрители соскучились по живым театральным выступлениям и смогли найти плюсы в новом формате.

"Когда мы узнали, что театрам разрешили свою деятельность с ограниченным числом зрителей, то сразу же пошли покупать билеты. Мы соскучились по классическому искусству, по театру, его артистам", - рассказала театралка Аида Махпирова.

Она отметила, что, несмотря на длительный перерыв в работе, все солисты, артисты хора находились в потрясающей вокальной форме.

"Великолепно звучал сегодня оркестр, безусловно, было одним удовольствием слушать изумительную интерпретацию Алана Бурибаева всех произведений в этом калейдоскопе оперных шедевров", - указала Махпирова.

"Мы рискнули набрать людей с улицы": как создавался первый в Казахстане рок-мюзикл

Отметим, что в сентябрьскую афишу войдут "Балеты Серебряного века" и "Шехеразада" на музыку Римского-Корсакова.

Театр и пандемия

С марта, когда в Казахстане были зарегистрированы первые случаи коронавируса, театры прекратили свою основную деятельность. Однако артисты нашли выход в виде онлайн-репетиций и выступлений. Театр "Астана Опера" показал таким образом более 20 спектаклей. В том числе оперу "Абай" в день рождения столицы.

Три известных баритона в День Победы приняли участие в международном онлайн-проекте "Журавли". Знаменитую песню онлайн спели ведущий солист "Астана Опера" Талгат Мусабаев, приглашенный солист Большого театра России Василий Ладюк, солист ГАТОБ имени Абая Расул Жармагамбетов. 

Композиция была исполнена под аккомпанемент главного концертмейстера оперной труппы "Астана Опера" Елены Сахно, а также музыкантов симфонического оркестра и артистов хора "Астана Опера".

94
Теги:
концерт, зрители, пандемия, Астана Опера
Листовое стекло

Стекольный кластер формируют на юге Казахстана

0
(обновлено 13:43 28.10.2020)
Новый кластер будет создан на базе завода по выпуску листового стекла, строительство которого заканчивается в индустриальной зоне Кызылорды

КЫЗЫЛОРДА, 28 окт — Sputnik. В Кызылорде вокруг первого в Казахстане завода по выпуску листового стекла, строительство которого заканчивается в местной индустриальной зоне, запланировано открыть еще восемь сопутствующих производств.

Как сообщили в акимате Кызылординской области, общая стоимость этих восьми проектов порядка 27 миллиардов тенге.

"На данный момент с потенциальными инвесторами уже ведется работа по реализации трех проектов из восьми, - говорится в сообщении. – Это проекты стоимостью 16 миллиардов тенге в общей сложности: производства стекловолокна, зеркал, стеклянной посуды".

Ввод самого завода по выпуску листового стекла отложен на 2021 год, хотя ранее сообщалось, что он будет запущен до конца текущего года. Планы скорректировала пандемия коронавирусной инфекции: китайские специалисты, а завод строит китайская корпорация, испытывают трудности с перемещением из своей страны в Казахстан. Долгое время они не могли после отпусков въехать в Казахстан совсем, сейчас их приезд ожидается.

Цех по производству кислородных баллонов появится в Кызылорде

"Строительство стекольного завода завершено на 70%, - рассказала в интервью одному из телеканалов аким Кызылординской области Гульшара Абдыкаликова. - Остались две проблемы — плавильная ванна и печь для обжига. Задача на сегодня — окончание строительства инфраструктуры. Остальные 30 процентов работ планируется завершить с прибытием специалистов".

Напомним, проект по строительству завода листового стекла мощностью 600 тонн продукции в сутки в Кызылорде реализуется в рамках республиканской карты индустриализации, завершить строительство должны были в 2017 году. Его заказчик и оператор – ТОО "Orda Glass ltd". Стоимость проекта – порядка 37 миллиардов тенге.

Открытие "невезучего" стекольного завода снова под угрозой срыва

Изначально завод возводился при участии акционеров ТОО ARP company, АО "Инвестиционный фонд Казахстана" и компании Stewart Engineers (США). Позже американские участники проекта заявили о выходе из него, Завершать строительство пригласили "China Triumph International" – дочернюю компанию Китайской национальной корпорации строительных материалов "China National Building Materials".

Между китайской стороной и ТОО "Orda Glass ltd" подписано соглашение, предусматривающее стратегическое партнерство и завершение работ по строительству завода.

0
Теги:
завод, стекло, Кызылорда