Роза Муканова рассказала президенту о деятельности Казахского национального университета искусств по подготовке молодых специалистов

Токаев поговорил о театре с лучшим драматургом Казахстана

1010
(обновлено 15:22 17.01.2020)
Президент обсудил с драматургом Розой Мукановой вопросы развития отечественной драматургии и театрального искусства

НУР-СУЛТАН, 17 янв — Sputnik. Глава государства Касым-Жомарт Токаев встретился с драматургом Розой Мукановой и директором института философии, политологии и религиоведения Аханом Бижановым.

Роза Муканова рассказала президенту о деятельности Казахского национального университета искусств по подготовке молодых специалистов.

Все о театрах Казахстана

"Обсуждались актуальные вопросы развития отечественной драматургии и театрального искусства", - пишет Акорда.

Ахан Бижанов рассказал о работе института философии, политологии и религиоведения. Он поделился своим видением состояния и перспектив развития казахстанской науки, идеологии и культуры.

Лучшие театральные артисты стали миллионерами в Казахстане

Собеседники обменялись мнениями о подготовке к 1150-летию Аль-Фараби и 175-летию Абая Кунанбайулы.

Касым-Жомарт Токаев отметил, что обращение к научному и духовному наследию Аль-Фараби и Абая Кунанбайулы в контексте процессов социально-политической модернизации Казахстана очень важно. 

Ранее Токаев подписал закон, по которому артисты балета будут получать ежемесячную денежную выплату в качестве социальной поддержки.

В апреле прошлого года президент поручил правительству разработать масштабный план празднования юбилея Абая. Из бюджета страны выделили три миллиарда тенге (7,8 миллиона долларов).

Что известно о Розе Мукановой

Роза Муканова - писатель, драматург, лауреат премии Союза молодежи Казахстана, автор книг прозы.

По мотивам ее пьесы "Ангел с дьявольским лицом" был снят фильм "Молитва Лейлы". 

В 2019 году Роза Муканова названа лучшим драматургом Казахстана.

Старейший театр Нур-Султана возвращается на историческую сцену

1010
Теги:
Казахстан, театр, Касым-Жомарт Токаев
По теме
"Русскую зиму нашли в Нур-Султане" - актеры Театра Вахтангова наслаждаются морозом
Назарбаев рассказал о будущем столичного театра
Какие российские театры приедут на гастроли в Казахстан, рассказал посол Бородавкин
Моноопера Дневник Анны Франк

Зрители на сцене и "парящий оркестр": уникальную монооперу показали в Алматы

127
(обновлено 07:31 12.10.2020)
История 13-летней девочки, рассказанная в дневнике, поразила мир. Российский режиссер Алексей Смирнов рассказал о том, как создавалась опера

АЛМАТЫ, 13 окт — Sputnik. В Казахском государственном академическом театре оперы и балеты имени Абая впервые показали монооперу Григория Фрида "Дневник Анны Франк". Корреспондент Sputnik Казахстан побывал на предпоказе и узнал, как создавался спектакль.

В 2020 году исполнилось 75 лет победе в Великой Отечественной войне и 75 лет со дня смерти Анны Франк. Еврейская девочка родилась в 1929 году в Германии. После прихода Гитлера к власти скрывалась с семьей от нацистского террора в Нидерландах.

"Дневник Анны Франк" стал всемирным культурным достоянием, был переведен на 70 языков и включен в регистр "Память мира" программы ЮНЕСКО.

Анна Франк ушла из жизни, заболев тифом, когда уже была близка победа. Историки рассказывают: девочка не знала, что выжил отец - единственный из всей семьи. Анна спрятала дневник. Когда раскрылось убежище, его потом нашел и опубликовал отец.

Театр на "летнике": необычную распродажу устроили артисты ARTиШОКа

Идея спектакля зрела шесть лет

Спектакль-действие поставлен на основе дневника 13-летней девочки. Это опера о жизни, где Анна Франк постоянно задает вопрос: "Зачем нужна война". Спектакль впервые прошел на сцене ГАТОБа. Его поставил российский режиссер Алексей Смирнов. Он рассказал, что идея о создании оперы пришла к нему около шести лет.

"В течение всего этого времени замысел всей этой постановки только углублялся, становился более точным, и за эти годы история Анны Франк для меня стала очень личной. Музыкальный язык оперы непростой, так как написан на стыке классического и современного композиторского стилей. Трагедия Холокоста нашла очень точное музыкальное выражение в опере Григория Фрида. История Анны Франк учит нас всегда надеяться на лучшее и проживать каждый день, как последний", - считает Смирнов. 

Режиссер-постановщик Алексей Смирнов
© Sputnik / Ольга Тонконог
Режиссер-постановщик Алексей Смирнов

Директор театра Ая Калиева рассказала, что в Казахстане эта опера звучит впервые. Но и в странах СНГ она входит лишь в репертуар Мариинского театра.

Режиссер Большого театра Беларуси Михаил Пандживидзе, который был зрителем, восхитился смелостью алматинского ГАТОба.

"В СНГ мы больше показываем классику. Алматы продемонстрировал свою глубокую интегрированность в мировое оперное пространство, не побоялся ни экспериментов, ни сложности материала, ни необычности решения в наше тяжелейшее время, когда театр оказался в самом уязвимом положении. Полгода мы были лишены возможности видеть глаза зрителей. Я поздравляю театр, благодарю за смелость, продвинутость, некостность и интеллект", - поделился он.

Зрители сидели прямо на сцене

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель мог прикоснуться к атмосфере присутствия и сопереживания главной героине, а также прожить все моменты спектакля вместе с ней.

Действие спектакля происходило прямо на сцене
© Sputnik / Ольга Тонконог
Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки

"Драматургически опера построена от мрака к свету, хотя сюжет диктует обратное. Контраст ощущается с первых нот: беззаботная болтовня героини о школе, об уроках сопровождается сложным потоком звукового поля, символизирующего предвестника близкой трагедии. Композитору удалось с помощью музыкальной линии передать перепады в настроении подростка: от лирических чувств к озорству, от веселья к печали и трагедии" - пояснила Ая Калиева.

Артисты "Астана Балет" выступили под открытым небом в Нур-Султане – видео

В чем уникальность монооперы Смирнова

Спектакль начинается в комнате Анны Франк, а потом зритель вместе с артистами переходит в убежище за шкаф. Создатели пояснили, что это реплика того шкафа, за которым было настоящее убежище. Он отодвигался, и за ним была дверь.

"В первую очередь, это документальная опера. Это очень редкий жанр. Весь текст, который поется – это подлинные слова Анны Франк, только смонтированные композитором. Для нас важно было именно через документ рассказать эту сложную и неоднозначную историю", - говорит Алексей Смирнов.

Также режиссер решил ввести в монооперу еще одного персонажа — сестру Анны Франк - Марго.

"Это изначально была моя задумка. У композитора вся партитура написана для одного человека, одного голоса. Та компоновка, тот монтаж, их сделали специально для этого спектакля. Когда мы ввести дуэт, нужно было ввести зрителя в курс дела, мы показали фотографию, где Анна вместе с мамой, папой и сестрой", - пояснил он.

Больше не онлайн: как старейший театр в Нур-Султане открывал юбилейный сезон

Иллюзия парящего звучания музыки

В составе оркестра было всего 15 музыкантов. Причем они сидели не в оркестровой яме, а практически над сценой, создавая иллюзию парящего звучания музыки. Дирижером-постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров.

"Сама партитура написана для девяти инструментов — одна скрипка, одна виолончель, один контрабас и духовые инструменты — флейта, труба, кларнет, трамбон - и один человек — ударные. Чтобы мы не испытывали трудности, играя не в оркестровой яме, а на возвышенности, я решил сдвоить струнный состав и ударников, чтобы один человек на восемь инструментов не распылялся и не суетился. Партитура очень сложна языком. В спектакле одна-две основные темы. Остальная музыка идет спецэффектом. Она поддерживает текст и состояние", - говорит Ахмедьяров.

Ведущим солисткам оперной труппы Венере Алпысбаевой и Надие Наденовой удалось воссоздать среди черно-белых воспоминаний цветной образ Анны Франк, которая по сей день живет на страницах своего дневника. В этом им помогла необычная сценография художницы Елены Бодровой.

"В работе над этой постановкой было важно найти образ тех волнений и переживаний, которые происходили в душе девочки-подростка. Для меня как художника было важно найти решение и показать зрителю, как из маленького и личного вырастает большая трагедия. В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк. Поэтому в декорациях спектакля есть много тонких нюансов, которые очень символичны и важны для передачи образов и волнующих моментов, происходящих в душе у нашей героини", - сказала художник-постановщик Елена Бодрова.

Шпагат между комнатой и балконом и спектакли на кухне: как ГАТОБ жил на карантине

Спектакль поставили за 10 дней

Режиссер Алексей Смирнов добавил, что все декорации на сцене — это отражение документальных вещей.

"К примеру, домик, в который она играет на сцене — это подлинный разрез убежища, трех этажей, где жила ее семья. И там есть комната, в которой жила сама Анна, стол, за которым она писала свой дневник, ее кровать. В этом доме также жил Петер — ее юношеская любовь. На чердаке она проводила время, смотря на Амстердам через маленькое окно, которое нельзя было открывать, потому что они боялись себя выдавать. Три дома – это макеты подлинных домов, они до сих пор есть в Амстердаме, в них располагается музей Анны Франк", - рассказал режиссер-постановщик.

По словам Аи Калиевой, создателям монооперы пришлось работать в экстремальных условиях, у постановщиков спектакля было всего десять дней, чтобы составить спектакль и сделать декорации.

"Мы очень долго к этому шли. В ноябре съездили в Москву, с января приняли решение поставить оперу. Мы очень волновались, чтобы публика приняла, потому что это новый музыкальный язык. Изначально его хотели поставить к 9 мая и показывать на протяжении двух недель. Но из-за пандемии пришлось поменять планы", - поделилась Калиева.

Всего в 2020 году будет три показа этого спектакля, последний - в четверг, 15 октября. После этого монооперу планируется показать только в 2021-м.

Артистам подпевал весь зал: ГАТОБ с аншлагом открыл новый театральный сезон

Напомним, ГАТОБ открыл сезон в четверг, 8 октября. В связи с пандемией коронавируса театр ввел дополнительные правила посещения, которые предусматривают масочный режим, социальную дистанцию и новые условия рассадки в зрительном зале.

127
Теги:
война, ГАТОБ им. Абая, Алматы, театр
Астана Опера

Музыканты и зрители в масках: прошел первый с начала пандемии концерт в "Астана Опера"

94
(обновлено 12:03 21.09.2020)
Концерт в "Астана Опера" состоялся для 50 зрителей. Среди них была министр культуры Актоты Раимкулова

НУР-СУЛТАН, 21 сен — Sputnik. Театр "Астана Опера" открыл VIII сезон гала-концертом "По страницам оперной классики".

"Согласно постановлению главного санитарного врача их (зрителей) было всего 50. Концерт посетила министр культуры и спорта Актоты Раимкулова", – сообщает пресс-служба театра.

Напомним, главный зал театра рассчитан на 1 250 мест. 

В Казахстане разрешили работу театров и уличных кинотеатров

Открыл сезон главный дирижер театра, заслуженный деятель Казахстана, лауреат госпремии Алан Бурибаев.

В программу концерта включены сцены и арии из опер "Абай", "Дон Карлос", "Кармен", "Тоска", "Мадам Баттерфляй", "Севильский цирюльник".

В концерте принимали участие практически все солисты театра, артисты хора, музыканты оркестра и миманс.

"Все с большим энтузиазмом, с большой радостью включились в работу, соскучились по ней. Мы хотим подарить свое искусство нашей замечательной публике. В год 175-летия Абая мы также включили в программу сцены из оперы "Абай" Жубанова и Хамиди", - поделился Бурибаев.

Что изменилось в театре

Согласно санитарным требования, в фойе установлены санитайзеры, в зале кресла расположены в шахматном порядке. Зрители должны носить маски в течение всего представления.

"Изменения коснулись и рассадки музыкантов оркестра. Согласно санитарным нормам, инструменталисты находятся на полтора метра друг от друга. На таком расстоянии сложно создать безупречный ансамбль музыкантов, но артисты оркестра блестяще с этим справились", - отметили в театре.

Новый формат глазами зрителей

Зрители соскучились по живым театральным выступлениям и смогли найти плюсы в новом формате.

"Когда мы узнали, что театрам разрешили свою деятельность с ограниченным числом зрителей, то сразу же пошли покупать билеты. Мы соскучились по классическому искусству, по театру, его артистам", - рассказала театралка Аида Махпирова.

Она отметила, что, несмотря на длительный перерыв в работе, все солисты, артисты хора находились в потрясающей вокальной форме.

"Великолепно звучал сегодня оркестр, безусловно, было одним удовольствием слушать изумительную интерпретацию Алана Бурибаева всех произведений в этом калейдоскопе оперных шедевров", - указала Махпирова.

"Мы рискнули набрать людей с улицы": как создавался первый в Казахстане рок-мюзикл

Отметим, что в сентябрьскую афишу войдут "Балеты Серебряного века" и "Шехеразада" на музыку Римского-Корсакова.

Театр и пандемия

С марта, когда в Казахстане были зарегистрированы первые случаи коронавируса, театры прекратили свою основную деятельность. Однако артисты нашли выход в виде онлайн-репетиций и выступлений. Театр "Астана Опера" показал таким образом более 20 спектаклей. В том числе оперу "Абай" в день рождения столицы.

Три известных баритона в День Победы приняли участие в международном онлайн-проекте "Журавли". Знаменитую песню онлайн спели ведущий солист "Астана Опера" Талгат Мусабаев, приглашенный солист Большого театра России Василий Ладюк, солист ГАТОБ имени Абая Расул Жармагамбетов. 

Композиция была исполнена под аккомпанемент главного концертмейстера оперной труппы "Астана Опера" Елены Сахно, а также музыкантов симфонического оркестра и артистов хора "Астана Опера".

94
Теги:
концерт, зрители, пандемия, Астана Опера

Америка поворачивает вправо: почему спешат и чего боятся демократы

0
(обновлено 14:12 28.10.2020)
В 70-80-е годы в СССР был популярен анекдот: небеса держат нашу родину в застывшей неизменности как наглядное пособие, куда можно привезти молодежь и показать: так жить нельзя. Советские люди не поверили бы, что в 2020 году те же настроения охватят американское общество

История тут такая: есть преподаватель, автор книг, социолог и прочая — Джоэл Коткин из Университета Чапмена и его новая публикация, которая призывает смотреть не на опросы "за кого вы будете голосовать 3 ноября — за Трампа или Байдена", тем более что аналогичные исследования на предыдущих президентских выборах четыре года назад благополучно провалились.

Коткин копает глубже и прослеживает, куда ведут кривые графиков общественных настроений безотносительно личности и партийности двух кандидатов. И получается, что эти графики уже не первый год изгибаются если не за Трампа, то против демократов в целом. Причем виноваты в этом сами американские либералы, которые перестарались по части принуждения людей к единообразным высказываниям и поведению.

Звериное чутье: животные зоопарка предрекли исход выборов в США

Демократы устроили в стране хаос, выпустив на улицу радикалов, жгущих здания, свергающих статуи и прочее? Демократы начали кампанию против "расизма" и за то, чтобы лишить "расистскую полицию" финансирования? Но в итоге только 27 процентов респондентов опроса службы Rasmussen согласны с идеей уменьшения бюджета полиции. А 59 процентов резко против такой идеи (причем против нее примерно в таком же большинстве и "угнетенные негры"). Погромы предсказуемо сработали против демократов.

Далее Коткин прослеживает статистику внутренней миграции в США за 20 лет. Получается, что люди бегут из демократических штатов — Нью-Йорк, Калифорния, Нью-Джерси, Иллинойс — куда быстрее, чем происходит отток демократов из республиканских штатов типа Техаса. Еще: только восемь процентов респондентов готовы назвать себя "прогрессивными активистами", а вот консерваторов уже втрое больше. Прочие американцы помещаются между этими крайностями и разрываемы противоречивыми мыслями.

Особенно неприятны для демократов новости о том, как относятся люди к громадному аппарату внушения им правильного образа мысли. Казалось ведь, что здесь — особенно в годы правления демократа Обамы — установлен полный контроль со стороны либералов: газеты, телевидение...

Автор "Бората" рассказал, почему шутит о Казахстане

Однако опросы показывают, что общее доверие к СМИ снижается уже 17 лет — за исключением республиканских медиа. То же происходит с прочей печатной публицистикой и "новыми медиа" (соцсетями). А потому что не надо было вводить там, особенно в последние месяцы, продемократическую цензуру. Она не нравится, согласно службе Pew, более чем 70 процентам американцев. И еще больше не одобряют "политкорректность", когда можно говорить только определенные вещи и определенными словами, а иначе можно, например, расстаться с работой.

Падает популярность даже театра и особенно кино — церемонии вручения разных премий типа "Оскара" смотрит все меньше и меньше людей. А не надо было Голливуду полностью продаваться демократам и продвигать их стиль жизни и образ мыслей на экранах. Спорт — и тут та же тенденция: как только спортсмены начали бороться с расизмом и за правильные ценности, их аудитория стала снижаться.

Правый фланг кричит, что стране конец: демократы учинили в ней левацкую революцию, выкручивая наизнанку все традиционные американские ценности (многими из которых мы не очень тайно восхищались во времена СССР). Но получается, что учинить-то они ее учинили, но чем больше подвергали людей давлению, тем больше теряли (и продолжают терять) популярность. И тем больше американцев считают, что обитают в стране под названием "так жить нельзя".

Путин ответил на обвинения кандидатов в президенты США

И это многое объясняет о том, что творится сейчас, накануне выборов, и происходило несколько последних лет. Дело не в том, что в данный момент показывают честные или не очень честные опросы на тему "за кого будете голосовать", а в том, что кривые популярности всего того, что продвигают демократы, давно идут вниз. И они, видя, как рушится их проект, просто боятся не успеть — отсюда плохо объяснимое бешенство по итогам выборов 2016 года, отсюда невиданная истерика в последующие годы и особенно сейчас.

Есть такой несложный прием — прогулка по заголовкам типичного демократического СМИ (дальше заголовков читать бессмысленно). The Washington Post на минувшей неделе внушает нам, что: Трамп купается в обожании толпы, пока Байден работает через интернет; Трамп хочет уволить генпрокурора и директора ФБР за то, что те отказались заявлять о расследовании против Байдена; Трамп похищает детей (мигрантов); Трамп громоздит горы трупов, потому что каждый его митинг — рассадник заразы; те, кто голосовали за Трампа в 2016-м, сейчас сидят в печали; Трампа ждет катастрофа. Все прочие новости и тенденции по всему миру ушли куда-то на периферию, причем давно. И так происходит уже четыре года.

Фонды США поощряют националистические тенденции в Казахстане – Лавров

Истеричное нагнетание эмоций (прежде всего внутри своей, революционной аудитории) мы в России наблюдали в 2011-2012 годах. Сейчас то же самое происходит на уменьшившейся в разы поляне американских демократов. Но вопрос-то не в том, что в США уменьшается аудитория этих людей накануне выборов 3 ноября: важно, что она падает давно и уверенно. И демократы, повторим, спешат, ломят вперед, не разбирая дороги и забыв о всякой пристойности.

Таким образом, суть происходящего выходит далеко за рамки президентских выборов 2020 года. Собственно, все обрисованные выше статистические тенденции необязательно сработают на Трампа. Выборы в этой стране не прямые, а по штатам. И отток людей из демократических штатов в республиканские может сыграть против него, ведь Техас и раньше был правым, а вот в штатах демократов те могут лишь закрепить свое местное большинство. Ну и не забудем, что честных выборов в этот раз ждать было бы неосмотрительно.

Трамп или Байден – кого поддерживает Россия на выборах президента США

Однако динамика, обозначенная Коткиным, наводит нас на мысль, что линии, видимо, будут гнуться в пользу американских правых даже в случае победы демократов. Мир может в этом случае получить дико озлобленную команду правителей страны, ускользающей из-под них; команду, яростно пытающуюся если не продвинуть, то хотя бы отстоять свой проект по навязыванию всем и каждому их новых "ценностей".
Будет интересно.

0
Теги:
выборы президента, Дональд Трамп, США