Театральная сцена, занавес, иллюстративное фото

Единственный в Казахстане театр ростовых кукол "Сезам" на грани закрытия

313
(обновлено 15:39 26.02.2020)
Уникальный казахстанский театр с 20-летней историей остался на улице. Его основатель рассказал, что обращался во все инстанции, но не получил поддержки

АЛМАТЫ, 26 фев — Sputnik. В Алматы может закрыться театр ростовых кукол "Сезам" из-за того, что коллективу негде выступать. Об этом рассказал его основатель Кайрат Баянов, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

"Вынужден с огорчением заявить, что театр закрывается, мне пришлось распустить коллектив. Прекратились поступления в налоговый бюджет, люди перестали получать зарплаты. Мы просим СМИ и руководство страны вмешаться, чтобы театр "Сезам" обрел крышу над головой", - заявил Кайрат Баянов в ходе пресс-конференции.

Оставшись без площадки для выступлений, театр обращался в министерство культуры и спорта, в Nur Otan, акимат Алматы, но кроме отписок ничего не добился, заявил основатель "Сезама".

"Обратился в алматинские театры с предложением о сотрудничестве, но их двери оказались закрыты для меня. Сложилось ощущение, что это произошло неспроста. Я считаю, что по большому счету это результат коррупции в нашей отрасли культуры", - сказал Кайрат Баянов.

Глава театра "Сезам" рассказал в суде, как давал деньги Билалову

По его словам, театр "Сезам" основан в 1997 году. В свое время театр гастролировал во всех регионах Казахстана, России и Кыргызстане. За 20 лет труппа поставила более 15 эксклюзивных спектаклей. При этом одна постановка стоит около 15 миллионов тенге (40 тысяч долларов). Перед каждым представлением руководству "Сезама" приходилось брать кредит в банке и, как утверждает Баянов, для этого он закладывал свой дом.

Основатель театра Сезам Кайрат Баянов
© Sputnik / Тимур Батыршин
Основатель театра "Сезам" Кайрат Баянов

Кроме того, говорит Баянов, театр выделил более чем 30 тысячам детям-инвалидам из детдомов и интернатов благотворительные билеты за счет собственных средств.

"За два десятка лет мы не просили у государства никакой помощи, все расходы покрывали самостоятельно. Мы были очень благодарны администрации Казахского академического театра драмы имени Ауэзова, которое предоставило нам возможность выступать на его сцене в течении всех этих лет", - отметил Баянов. 

Однако, после судебного дела в отношении бывшего руководителя театра Ауэзова Ерлана Билалова им стало негде выступать.

"Все изменилось в 2017 году, когда в театр пришел новый директор Ерлан Билалов. Он неожиданно начал вымогать у меня деньги. Грозился отменить все мои спектакли. После моего обращения в коррупционную службу его задержали. Самое интересное, что после суда ему оставили звание народного артиста", - вспоминает основатель театра "Сезам".

В данный момент Билалов играет роль Абая Кунанбаева в театре имени Ауэзова, а также является главным режиссером театра "Алатау".

Директор театра Ауэзова рассказал в суде, на что потратил взятку

В Алматы судили директора театра Ауэзова

Напомним, 5 января 2018 года в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции сообщили, что в Алматы при получении взятки от юридического лица в сумме 1,5 миллиона тенге − за аренду проведения детских представлений в предновогодний период на базе театра − изобличен директор Казахского государственного академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова Ерлан Билалов.

Его обвинили в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 24, частью 2 статьи 366 (покушение на получение взятки) Уголовного кодекса Республики Казахстан. В суде Билалов рассказал, что получил от президента творческого фонда "Сезам" Кайрата Баянова 600 тысяч тенге 2 января 2018 года, и 900 тысяч тенге 4 января, после чего и был задержан.

Директор театра выступил в суде

Суд лишил его некоторых званий и наград и оштрафовал на 52 500 000 тенге.

Позже Билалов подавал апелляцию, где просил не лишать его госнаград. После этого апелляционный суд оставил ему звание "Заслуженный деятель Казахстана", остальную часть приговора оставили в силе.

Суд вынес приговор директору алматинского театра

Ерлан Билалов — Заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат премии Союза молодежи Республики Казахстан, кавалер ордена "Намыс" имени Бауыржана Момышулы, кавалер ордена "Құрмет". Сыграл множество ролей в театре и кино.

313
Теги:
Алматы, Театр "Сезам", театр
По теме
Казахстанский ARTиШОК поддержал театр "Ильхом": письмо в Минкульт Узбекистана
Николай Басков стал официальным патроном алматинского театра
Российские режиссеры привезут в театр ARTиШОК новые спектакли для детей
Экс-директора театра имени Горького подозревают в хищении денег, выделенных на ремонт
Моноопера Дневник Анны Франк

Зрители на сцене и "парящий оркестр": уникальную монооперу показали в Алматы

127
(обновлено 07:31 12.10.2020)
История 13-летней девочки, рассказанная в дневнике, поразила мир. Российский режиссер Алексей Смирнов рассказал о том, как создавалась опера

АЛМАТЫ, 13 окт — Sputnik. В Казахском государственном академическом театре оперы и балеты имени Абая впервые показали монооперу Григория Фрида "Дневник Анны Франк". Корреспондент Sputnik Казахстан побывал на предпоказе и узнал, как создавался спектакль.

В 2020 году исполнилось 75 лет победе в Великой Отечественной войне и 75 лет со дня смерти Анны Франк. Еврейская девочка родилась в 1929 году в Германии. После прихода Гитлера к власти скрывалась с семьей от нацистского террора в Нидерландах.

"Дневник Анны Франк" стал всемирным культурным достоянием, был переведен на 70 языков и включен в регистр "Память мира" программы ЮНЕСКО.

Анна Франк ушла из жизни, заболев тифом, когда уже была близка победа. Историки рассказывают: девочка не знала, что выжил отец - единственный из всей семьи. Анна спрятала дневник. Когда раскрылось убежище, его потом нашел и опубликовал отец.

Театр на "летнике": необычную распродажу устроили артисты ARTиШОКа

Идея спектакля зрела шесть лет

Спектакль-действие поставлен на основе дневника 13-летней девочки. Это опера о жизни, где Анна Франк постоянно задает вопрос: "Зачем нужна война". Спектакль впервые прошел на сцене ГАТОБа. Его поставил российский режиссер Алексей Смирнов. Он рассказал, что идея о создании оперы пришла к нему около шести лет.

"В течение всего этого времени замысел всей этой постановки только углублялся, становился более точным, и за эти годы история Анны Франк для меня стала очень личной. Музыкальный язык оперы непростой, так как написан на стыке классического и современного композиторского стилей. Трагедия Холокоста нашла очень точное музыкальное выражение в опере Григория Фрида. История Анны Франк учит нас всегда надеяться на лучшее и проживать каждый день, как последний", - считает Смирнов. 

Режиссер-постановщик Алексей Смирнов
© Sputnik / Ольга Тонконог
Режиссер-постановщик Алексей Смирнов

Директор театра Ая Калиева рассказала, что в Казахстане эта опера звучит впервые. Но и в странах СНГ она входит лишь в репертуар Мариинского театра.

Режиссер Большого театра Беларуси Михаил Пандживидзе, который был зрителем, восхитился смелостью алматинского ГАТОба.

"В СНГ мы больше показываем классику. Алматы продемонстрировал свою глубокую интегрированность в мировое оперное пространство, не побоялся ни экспериментов, ни сложности материала, ни необычности решения в наше тяжелейшее время, когда театр оказался в самом уязвимом положении. Полгода мы были лишены возможности видеть глаза зрителей. Я поздравляю театр, благодарю за смелость, продвинутость, некостность и интеллект", - поделился он.

Зрители сидели прямо на сцене

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель мог прикоснуться к атмосфере присутствия и сопереживания главной героине, а также прожить все моменты спектакля вместе с ней.

Действие спектакля происходило прямо на сцене
© Sputnik / Ольга Тонконог
Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки

"Драматургически опера построена от мрака к свету, хотя сюжет диктует обратное. Контраст ощущается с первых нот: беззаботная болтовня героини о школе, об уроках сопровождается сложным потоком звукового поля, символизирующего предвестника близкой трагедии. Композитору удалось с помощью музыкальной линии передать перепады в настроении подростка: от лирических чувств к озорству, от веселья к печали и трагедии" - пояснила Ая Калиева.

Артисты "Астана Балет" выступили под открытым небом в Нур-Султане – видео

В чем уникальность монооперы Смирнова

Спектакль начинается в комнате Анны Франк, а потом зритель вместе с артистами переходит в убежище за шкаф. Создатели пояснили, что это реплика того шкафа, за которым было настоящее убежище. Он отодвигался, и за ним была дверь.

"В первую очередь, это документальная опера. Это очень редкий жанр. Весь текст, который поется – это подлинные слова Анны Франк, только смонтированные композитором. Для нас важно было именно через документ рассказать эту сложную и неоднозначную историю", - говорит Алексей Смирнов.

Также режиссер решил ввести в монооперу еще одного персонажа — сестру Анны Франк - Марго.

"Это изначально была моя задумка. У композитора вся партитура написана для одного человека, одного голоса. Та компоновка, тот монтаж, их сделали специально для этого спектакля. Когда мы ввести дуэт, нужно было ввести зрителя в курс дела, мы показали фотографию, где Анна вместе с мамой, папой и сестрой", - пояснил он.

Больше не онлайн: как старейший театр в Нур-Султане открывал юбилейный сезон

Иллюзия парящего звучания музыки

В составе оркестра было всего 15 музыкантов. Причем они сидели не в оркестровой яме, а практически над сценой, создавая иллюзию парящего звучания музыки. Дирижером-постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров.

"Сама партитура написана для девяти инструментов — одна скрипка, одна виолончель, один контрабас и духовые инструменты — флейта, труба, кларнет, трамбон - и один человек — ударные. Чтобы мы не испытывали трудности, играя не в оркестровой яме, а на возвышенности, я решил сдвоить струнный состав и ударников, чтобы один человек на восемь инструментов не распылялся и не суетился. Партитура очень сложна языком. В спектакле одна-две основные темы. Остальная музыка идет спецэффектом. Она поддерживает текст и состояние", - говорит Ахмедьяров.

Ведущим солисткам оперной труппы Венере Алпысбаевой и Надие Наденовой удалось воссоздать среди черно-белых воспоминаний цветной образ Анны Франк, которая по сей день живет на страницах своего дневника. В этом им помогла необычная сценография художницы Елены Бодровой.

"В работе над этой постановкой было важно найти образ тех волнений и переживаний, которые происходили в душе девочки-подростка. Для меня как художника было важно найти решение и показать зрителю, как из маленького и личного вырастает большая трагедия. В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк. Поэтому в декорациях спектакля есть много тонких нюансов, которые очень символичны и важны для передачи образов и волнующих моментов, происходящих в душе у нашей героини", - сказала художник-постановщик Елена Бодрова.

Шпагат между комнатой и балконом и спектакли на кухне: как ГАТОБ жил на карантине

Спектакль поставили за 10 дней

Режиссер Алексей Смирнов добавил, что все декорации на сцене — это отражение документальных вещей.

"К примеру, домик, в который она играет на сцене — это подлинный разрез убежища, трех этажей, где жила ее семья. И там есть комната, в которой жила сама Анна, стол, за которым она писала свой дневник, ее кровать. В этом доме также жил Петер — ее юношеская любовь. На чердаке она проводила время, смотря на Амстердам через маленькое окно, которое нельзя было открывать, потому что они боялись себя выдавать. Три дома – это макеты подлинных домов, они до сих пор есть в Амстердаме, в них располагается музей Анны Франк", - рассказал режиссер-постановщик.

По словам Аи Калиевой, создателям монооперы пришлось работать в экстремальных условиях, у постановщиков спектакля было всего десять дней, чтобы составить спектакль и сделать декорации.

"Мы очень долго к этому шли. В ноябре съездили в Москву, с января приняли решение поставить оперу. Мы очень волновались, чтобы публика приняла, потому что это новый музыкальный язык. Изначально его хотели поставить к 9 мая и показывать на протяжении двух недель. Но из-за пандемии пришлось поменять планы", - поделилась Калиева.

Всего в 2020 году будет три показа этого спектакля, последний - в четверг, 15 октября. После этого монооперу планируется показать только в 2021-м.

Артистам подпевал весь зал: ГАТОБ с аншлагом открыл новый театральный сезон

Напомним, ГАТОБ открыл сезон в четверг, 8 октября. В связи с пандемией коронавируса театр ввел дополнительные правила посещения, которые предусматривают масочный режим, социальную дистанцию и новые условия рассадки в зрительном зале.

127
Теги:
война, ГАТОБ им. Абая, Алматы, театр
Астана Опера

Музыканты и зрители в масках: прошел первый с начала пандемии концерт в "Астана Опера"

93
(обновлено 12:03 21.09.2020)
Концерт в "Астана Опера" состоялся для 50 зрителей. Среди них была министр культуры Актоты Раимкулова

НУР-СУЛТАН, 21 сен — Sputnik. Театр "Астана Опера" открыл VIII сезон гала-концертом "По страницам оперной классики".

"Согласно постановлению главного санитарного врача их (зрителей) было всего 50. Концерт посетила министр культуры и спорта Актоты Раимкулова", – сообщает пресс-служба театра.

Напомним, главный зал театра рассчитан на 1 250 мест. 

В Казахстане разрешили работу театров и уличных кинотеатров

Открыл сезон главный дирижер театра, заслуженный деятель Казахстана, лауреат госпремии Алан Бурибаев.

В программу концерта включены сцены и арии из опер "Абай", "Дон Карлос", "Кармен", "Тоска", "Мадам Баттерфляй", "Севильский цирюльник".

В концерте принимали участие практически все солисты театра, артисты хора, музыканты оркестра и миманс.

"Все с большим энтузиазмом, с большой радостью включились в работу, соскучились по ней. Мы хотим подарить свое искусство нашей замечательной публике. В год 175-летия Абая мы также включили в программу сцены из оперы "Абай" Жубанова и Хамиди", - поделился Бурибаев.

Что изменилось в театре

Согласно санитарным требования, в фойе установлены санитайзеры, в зале кресла расположены в шахматном порядке. Зрители должны носить маски в течение всего представления.

"Изменения коснулись и рассадки музыкантов оркестра. Согласно санитарным нормам, инструменталисты находятся на полтора метра друг от друга. На таком расстоянии сложно создать безупречный ансамбль музыкантов, но артисты оркестра блестяще с этим справились", - отметили в театре.

Новый формат глазами зрителей

Зрители соскучились по живым театральным выступлениям и смогли найти плюсы в новом формате.

"Когда мы узнали, что театрам разрешили свою деятельность с ограниченным числом зрителей, то сразу же пошли покупать билеты. Мы соскучились по классическому искусству, по театру, его артистам", - рассказала театралка Аида Махпирова.

Она отметила, что, несмотря на длительный перерыв в работе, все солисты, артисты хора находились в потрясающей вокальной форме.

"Великолепно звучал сегодня оркестр, безусловно, было одним удовольствием слушать изумительную интерпретацию Алана Бурибаева всех произведений в этом калейдоскопе оперных шедевров", - указала Махпирова.

"Мы рискнули набрать людей с улицы": как создавался первый в Казахстане рок-мюзикл

Отметим, что в сентябрьскую афишу войдут "Балеты Серебряного века" и "Шехеразада" на музыку Римского-Корсакова.

Театр и пандемия

С марта, когда в Казахстане были зарегистрированы первые случаи коронавируса, театры прекратили свою основную деятельность. Однако артисты нашли выход в виде онлайн-репетиций и выступлений. Театр "Астана Опера" показал таким образом более 20 спектаклей. В том числе оперу "Абай" в день рождения столицы.

Три известных баритона в День Победы приняли участие в международном онлайн-проекте "Журавли". Знаменитую песню онлайн спели ведущий солист "Астана Опера" Талгат Мусабаев, приглашенный солист Большого театра России Василий Ладюк, солист ГАТОБ имени Абая Расул Жармагамбетов. 

Композиция была исполнена под аккомпанемент главного концертмейстера оперной труппы "Астана Опера" Елены Сахно, а также музыкантов симфонического оркестра и артистов хора "Астана Опера".

93
Теги:
концерт, зрители, пандемия, Астана Опера
Пожар

Подросток спасла троих детей при пожаре на западе Казахстана

0
(обновлено 12:08 27.10.2020)
Хозяйка дома, который сгорел, была госпитализирована с признаками отравления газом. Позже она скончалась в больнице

АЛМАТЫ, 27 окт — Sputnik. 16-летняя девочка сумела спасти троих малолетних детей при пожаре в частном доме в поселке Жанибек Западно-Казахстанской области. Предварительная причина возгорания - нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования. Об этом рассказали в пресс-службе министерства по чрезвычайным ситуациям Казахстана.

Инцидент произошел минувшей ночью – загорелся двухквартирный частный жилой дом. Площадь строения – 25 квадратных метров.

Пожар произошел в высотке в Нур-Султане - видео

Сообщается, что 16-летней девочке, дочери хозяйки дома, удалось вытащить из огня трех малолетних детей через оконный проем. Сделала она это до приезда пожарных.

Сама же хозяйка дома, женщина 1983 года рождения, была госпитализирована с признаками отравления угарным газом. Она скончалась в больнице, не приходя в сознание.

Инцидент произошел минувшей ночью – загорелся двухквартирный частный жилой дом. Площадь строения – 25 квадратных метров
© Photo : пресс-служба МЧС Казахстана
Инцидент произошел минувшей ночью – загорелся двухквартирный частный жилой дом. Площадь строения – 25 квадратных метров

"Предположительная причина пожара – нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования. На месте происшествия пожарные-спасатели спасли вторую часть двухквартирного дома, не дав огню распространится дальше", - рассказали в министерстве.

МЧС Казахстана 25 лет: сколько людей спасено за четверть века

На месте происшествия работали 14 спасателей и 3 единицы техники. В МЧС в очередной раз призывают граждан строго соблюдать правила пожарной безопасности в быту.

0