Актеры театра ARTиШОК

Театр "на летнике": артисты ARTиШОКа станут "официантами"

114
(обновлено 11:31 04.08.2020)
К 20-летию театра и в рамках карантинных ограничений артисты организовали выступления на открытом воздухе

НУР-СУЛТАН, 3 авг — Sputnik. Алматинский театр ARTиШОК начинает подготовку к 20-му театральному сезону и организует выступления на открытом воздухе в формате "летника".

"В условиях карантина и запрета на культурно-массовые мероприятия театр выбрал для себя единственную на данный момент легальную возможность вести офлайн-активность. ARTиШОК совместно с Bowler coffee Roasters открывает свою уличную кофейню перед входом на Большую сцену в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев", - сообщает ARTиШОК. 

Афиша театра ARTиШОК
© Photo : Театр ARTиШОК
Афиша театра ARTиШОК

Ежедневно артисты театра ARTиШОК будут выходить на работу в кафе и встречать посетителей. Вместе с ними в поддержку театра это будут делать друзья, коллеги, музыканты, блогеры, общественные деятели, активные алматинцы, зрители ARTиШОКа и студенты актерско-режиссерского курса театра.

Шесть удач казахстанского онлайн-театра

Будет обеспечено открытое пространство с не более 30 посетителями кафе, соблюдение дистанции и всех санитарных стандартов и, конечно, горячий кофе, свежая выпечка и возможность встретиться в любимом театре с людьми, которых так давно не видел. 

Бейдж актера театра ARTиШОК Константина Нагаева
© Photo : Театр ARTиШОК
Бейдж актера театра ARTиШОК Константина Нагаева

"В этом году ARTиШОК встречает свой юбилей, 20 лет. Но, к сожалению, никто из нас все еще не знает, когда и в какой форме мы сможем начать свою работу. Это неведение разрушительно для любого театра и финансово, и морально. Мы больше не можем позволить себе сидеть дома и ждать, когда вернутся прежние времена", - пояснила управляющий директор театра ARTиШОК Анастасия Тарасова.

Как выглядит безлюдный театр "Астана Опера" во время карантина – видео

"Летник" в ARTиШОКе откроется с 4 августа. В вечернюю смену, с 17:00 до 20:00, в поддержку театра на работу официантом в кафе придет писатель Константин Нагаев.

ARTиШОК поддержал театр "Ильхом": письмо в Минкульт Узбекистана

114
Теги:
Алматы, театр
Темы:
Коронавирус и карантин в Казахстане (2976)
Моноопера Дневник Анны Франк

Зрители на сцене и "парящий оркестр": уникальную монооперу показали в Алматы

122
(обновлено 07:31 12.10.2020)
История 13-летней девочки, рассказанная в дневнике, поразила мир. Российский режиссер Алексей Смирнов рассказал о том, как создавалась опера

АЛМАТЫ, 13 окт — Sputnik. В Казахском государственном академическом театре оперы и балеты имени Абая впервые показали монооперу Григория Фрида "Дневник Анны Франк". Корреспондент Sputnik Казахстан побывал на предпоказе и узнал, как создавался спектакль.

В 2020 году исполнилось 75 лет победе в Великой Отечественной войне и 75 лет со дня смерти Анны Франк. Еврейская девочка родилась в 1929 году в Германии. После прихода Гитлера к власти скрывалась с семьей от нацистского террора в Нидерландах.

"Дневник Анны Франк" стал всемирным культурным достоянием, был переведен на 70 языков и включен в регистр "Память мира" программы ЮНЕСКО.

Анна Франк ушла из жизни, заболев тифом, когда уже была близка победа. Историки рассказывают: девочка не знала, что выжил отец - единственный из всей семьи. Анна спрятала дневник. Когда раскрылось убежище, его потом нашел и опубликовал отец.

Театр на "летнике": необычную распродажу устроили артисты ARTиШОКа

Идея спектакля зрела шесть лет

Спектакль-действие поставлен на основе дневника 13-летней девочки. Это опера о жизни, где Анна Франк постоянно задает вопрос: "Зачем нужна война". Спектакль впервые прошел на сцене ГАТОБа. Его поставил российский режиссер Алексей Смирнов. Он рассказал, что идея о создании оперы пришла к нему около шести лет.

"В течение всего этого времени замысел всей этой постановки только углублялся, становился более точным, и за эти годы история Анны Франк для меня стала очень личной. Музыкальный язык оперы непростой, так как написан на стыке классического и современного композиторского стилей. Трагедия Холокоста нашла очень точное музыкальное выражение в опере Григория Фрида. История Анны Франк учит нас всегда надеяться на лучшее и проживать каждый день, как последний", - считает Смирнов. 

Режиссер-постановщик Алексей Смирнов
© Sputnik / Ольга Тонконог
Режиссер-постановщик Алексей Смирнов

Директор театра Ая Калиева рассказала, что в Казахстане эта опера звучит впервые. Но и в странах СНГ она входит лишь в репертуар Мариинского театра.

Режиссер Большого театра Беларуси Михаил Пандживидзе, который был зрителем, восхитился смелостью алматинского ГАТОба.

"В СНГ мы больше показываем классику. Алматы продемонстрировал свою глубокую интегрированность в мировое оперное пространство, не побоялся ни экспериментов, ни сложности материала, ни необычности решения в наше тяжелейшее время, когда театр оказался в самом уязвимом положении. Полгода мы были лишены возможности видеть глаза зрителей. Я поздравляю театр, благодарю за смелость, продвинутость, некостность и интеллект", - поделился он.

Зрители сидели прямо на сцене

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель мог прикоснуться к атмосфере присутствия и сопереживания главной героине, а также прожить все моменты спектакля вместе с ней.

Действие спектакля происходило прямо на сцене
© Sputnik / Ольга Тонконог
Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки

"Драматургически опера построена от мрака к свету, хотя сюжет диктует обратное. Контраст ощущается с первых нот: беззаботная болтовня героини о школе, об уроках сопровождается сложным потоком звукового поля, символизирующего предвестника близкой трагедии. Композитору удалось с помощью музыкальной линии передать перепады в настроении подростка: от лирических чувств к озорству, от веселья к печали и трагедии" - пояснила Ая Калиева.

Артисты "Астана Балет" выступили под открытым небом в Нур-Султане – видео

В чем уникальность монооперы Смирнова

Спектакль начинается в комнате Анны Франк, а потом зритель вместе с артистами переходит в убежище за шкаф. Создатели пояснили, что это реплика того шкафа, за которым было настоящее убежище. Он отодвигался, и за ним была дверь.

"В первую очередь, это документальная опера. Это очень редкий жанр. Весь текст, который поется – это подлинные слова Анны Франк, только смонтированные композитором. Для нас важно было именно через документ рассказать эту сложную и неоднозначную историю", - говорит Алексей Смирнов.

Также режиссер решил ввести в монооперу еще одного персонажа — сестру Анны Франк - Марго.

"Это изначально была моя задумка. У композитора вся партитура написана для одного человека, одного голоса. Та компоновка, тот монтаж, их сделали специально для этого спектакля. Когда мы ввести дуэт, нужно было ввести зрителя в курс дела, мы показали фотографию, где Анна вместе с мамой, папой и сестрой", - пояснил он.

Больше не онлайн: как старейший театр в Нур-Султане открывал юбилейный сезон

Иллюзия парящего звучания музыки

В составе оркестра было всего 15 музыкантов. Причем они сидели не в оркестровой яме, а практически над сценой, создавая иллюзию парящего звучания музыки. Дирижером-постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров.

"Сама партитура написана для девяти инструментов — одна скрипка, одна виолончель, один контрабас и духовые инструменты — флейта, труба, кларнет, трамбон - и один человек — ударные. Чтобы мы не испытывали трудности, играя не в оркестровой яме, а на возвышенности, я решил сдвоить струнный состав и ударников, чтобы один человек на восемь инструментов не распылялся и не суетился. Партитура очень сложна языком. В спектакле одна-две основные темы. Остальная музыка идет спецэффектом. Она поддерживает текст и состояние", - говорит Ахмедьяров.

Ведущим солисткам оперной труппы Венере Алпысбаевой и Надие Наденовой удалось воссоздать среди черно-белых воспоминаний цветной образ Анны Франк, которая по сей день живет на страницах своего дневника. В этом им помогла необычная сценография художницы Елены Бодровой.

"В работе над этой постановкой было важно найти образ тех волнений и переживаний, которые происходили в душе девочки-подростка. Для меня как художника было важно найти решение и показать зрителю, как из маленького и личного вырастает большая трагедия. В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк. Поэтому в декорациях спектакля есть много тонких нюансов, которые очень символичны и важны для передачи образов и волнующих моментов, происходящих в душе у нашей героини", - сказала художник-постановщик Елена Бодрова.

Шпагат между комнатой и балконом и спектакли на кухне: как ГАТОБ жил на карантине

Спектакль поставили за 10 дней

Режиссер Алексей Смирнов добавил, что все декорации на сцене — это отражение документальных вещей.

"К примеру, домик, в который она играет на сцене — это подлинный разрез убежища, трех этажей, где жила ее семья. И там есть комната, в которой жила сама Анна, стол, за которым она писала свой дневник, ее кровать. В этом доме также жил Петер — ее юношеская любовь. На чердаке она проводила время, смотря на Амстердам через маленькое окно, которое нельзя было открывать, потому что они боялись себя выдавать. Три дома – это макеты подлинных домов, они до сих пор есть в Амстердаме, в них располагается музей Анны Франк", - рассказал режиссер-постановщик.

По словам Аи Калиевой, создателям монооперы пришлось работать в экстремальных условиях, у постановщиков спектакля было всего десять дней, чтобы составить спектакль и сделать декорации.

"Мы очень долго к этому шли. В ноябре съездили в Москву, с января приняли решение поставить оперу. Мы очень волновались, чтобы публика приняла, потому что это новый музыкальный язык. Изначально его хотели поставить к 9 мая и показывать на протяжении двух недель. Но из-за пандемии пришлось поменять планы", - поделилась Калиева.

Всего в 2020 году будет три показа этого спектакля, последний - в четверг, 15 октября. После этого монооперу планируется показать только в 2021-м.

Артистам подпевал весь зал: ГАТОБ с аншлагом открыл новый театральный сезон

Напомним, ГАТОБ открыл сезон в четверг, 8 октября. В связи с пандемией коронавируса театр ввел дополнительные правила посещения, которые предусматривают масочный режим, социальную дистанцию и новые условия рассадки в зрительном зале.

122
Теги:
война, ГАТОБ им. Абая, Алматы, театр
Астана Опера

Музыканты и зрители в масках: прошел первый с начала пандемии концерт в "Астана Опера"

93
(обновлено 12:03 21.09.2020)
Концерт в "Астана Опера" состоялся для 50 зрителей. Среди них была министр культуры Актоты Раимкулова

НУР-СУЛТАН, 21 сен — Sputnik. Театр "Астана Опера" открыл VIII сезон гала-концертом "По страницам оперной классики".

"Согласно постановлению главного санитарного врача их (зрителей) было всего 50. Концерт посетила министр культуры и спорта Актоты Раимкулова", – сообщает пресс-служба театра.

Напомним, главный зал театра рассчитан на 1 250 мест. 

В Казахстане разрешили работу театров и уличных кинотеатров

Открыл сезон главный дирижер театра, заслуженный деятель Казахстана, лауреат госпремии Алан Бурибаев.

В программу концерта включены сцены и арии из опер "Абай", "Дон Карлос", "Кармен", "Тоска", "Мадам Баттерфляй", "Севильский цирюльник".

В концерте принимали участие практически все солисты театра, артисты хора, музыканты оркестра и миманс.

"Все с большим энтузиазмом, с большой радостью включились в работу, соскучились по ней. Мы хотим подарить свое искусство нашей замечательной публике. В год 175-летия Абая мы также включили в программу сцены из оперы "Абай" Жубанова и Хамиди", - поделился Бурибаев.

Что изменилось в театре

Согласно санитарным требования, в фойе установлены санитайзеры, в зале кресла расположены в шахматном порядке. Зрители должны носить маски в течение всего представления.

"Изменения коснулись и рассадки музыкантов оркестра. Согласно санитарным нормам, инструменталисты находятся на полтора метра друг от друга. На таком расстоянии сложно создать безупречный ансамбль музыкантов, но артисты оркестра блестяще с этим справились", - отметили в театре.

Новый формат глазами зрителей

Зрители соскучились по живым театральным выступлениям и смогли найти плюсы в новом формате.

"Когда мы узнали, что театрам разрешили свою деятельность с ограниченным числом зрителей, то сразу же пошли покупать билеты. Мы соскучились по классическому искусству, по театру, его артистам", - рассказала театралка Аида Махпирова.

Она отметила, что, несмотря на длительный перерыв в работе, все солисты, артисты хора находились в потрясающей вокальной форме.

"Великолепно звучал сегодня оркестр, безусловно, было одним удовольствием слушать изумительную интерпретацию Алана Бурибаева всех произведений в этом калейдоскопе оперных шедевров", - указала Махпирова.

"Мы рискнули набрать людей с улицы": как создавался первый в Казахстане рок-мюзикл

Отметим, что в сентябрьскую афишу войдут "Балеты Серебряного века" и "Шехеразада" на музыку Римского-Корсакова.

Театр и пандемия

С марта, когда в Казахстане были зарегистрированы первые случаи коронавируса, театры прекратили свою основную деятельность. Однако артисты нашли выход в виде онлайн-репетиций и выступлений. Театр "Астана Опера" показал таким образом более 20 спектаклей. В том числе оперу "Абай" в день рождения столицы.

Три известных баритона в День Победы приняли участие в международном онлайн-проекте "Журавли". Знаменитую песню онлайн спели ведущий солист "Астана Опера" Талгат Мусабаев, приглашенный солист Большого театра России Василий Ладюк, солист ГАТОБ имени Абая Расул Жармагамбетов. 

Композиция была исполнена под аккомпанемент главного концертмейстера оперной труппы "Астана Опера" Елены Сахно, а также музыкантов симфонического оркестра и артистов хора "Астана Опера".

93
Теги:
концерт, зрители, пандемия, Астана Опера
Человек пишет на листе бумаги, иллюстративное фото

Институт петиций законодательно закрепят в Казахстане министр информации

12
(обновлено 13:54 23.10.2020)
Легитимность петиций в стране позволит гражданам республики создавать и доводить до уполномоченных органов свои инициативы

НУР-СУЛТАН, 23 окт – Sputnik. В Казахстане наряду с системой онлайн-петиций планируется законодательно закрепить понятие института петиции.

Уже разрабатывается нормативно-правовая база, которая четко закрепит понятие "петиция", а также будет регламентировать порядок ее подачи и рассмотрения, рассказала министр информации и общественного развития Казахстана Аида Балаева.

В Алматы молодежь передала петицию против "Бората-2" генконсулу США

"Министерство изучило опыт 30 стран, где на практике действуют петиции. Во многих странах это понятие является электронной формой коллективного обращения и регулируется на законодательном уровне", - отметила министр на брифинге в Службе центральных коммуникаций.

Первого сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил создать в стране институт онлайн-петиций. Глава государства подчеркнул, что единый легитимный институт онлайн-петиций позволит казахстанцам вносить свои предложения для реформирования в различных сферах.

12