Зрители на сцене и "парящий оркестр": уникальную монооперу показали в Алматы

© Sputnik / Ольга ТонконогМоноопера "Дневник Анны Франк"
Моноопера Дневник Анны Франк - Sputnik Казахстан
Подписаться
История 13-летней девочки, рассказанная в дневнике, поразила мир. Российский режиссер Алексей Смирнов рассказал о том, как создавалась опера

АЛМАТЫ, 13 окт — Sputnik. В Казахском государственном академическом театре оперы и балеты имени Абая впервые показали монооперу Григория Фрида "Дневник Анны Франк". Корреспондент Sputnik Казахстан побывал на предпоказе и узнал, как создавался спектакль.

В 2020 году исполнилось 75 лет победе в Великой Отечественной войне и 75 лет со дня смерти Анны Франк. Еврейская девочка родилась в 1929 году в Германии. После прихода Гитлера к власти скрывалась с семьей от нацистского террора в Нидерландах.

"Дневник Анны Франк" стал всемирным культурным достоянием, был переведен на 70 языков и включен в регистр "Память мира" программы ЮНЕСКО.

Анна Франк ушла из жизни, заболев тифом, когда уже была близка победа. Историки рассказывают: девочка не знала, что выжил отец - единственный из всей семьи. Анна спрятала дневник. Когда раскрылось убежище, его потом нашел и опубликовал отец.

Театр на "летнике": необычную распродажу устроили артисты ARTиШОКа

Идея спектакля зрела шесть лет

Спектакль-действие поставлен на основе дневника 13-летней девочки. Это опера о жизни, где Анна Франк постоянно задает вопрос: "Зачем нужна война". Спектакль впервые прошел на сцене ГАТОБа. Его поставил российский режиссер Алексей Смирнов. Он рассказал, что идея о создании оперы пришла к нему около шести лет.

"В течение всего этого времени замысел всей этой постановки только углублялся, становился более точным, и за эти годы история Анны Франк для меня стала очень личной. Музыкальный язык оперы непростой, так как написан на стыке классического и современного композиторского стилей. Трагедия Холокоста нашла очень точное музыкальное выражение в опере Григория Фрида. История Анны Франк учит нас всегда надеяться на лучшее и проживать каждый день, как последний", - считает Смирнов. 

© Sputnik / Ольга ТонконогРежиссер-постановщик Алексей Смирнов
Зрители на сцене и парящий оркестр: уникальную монооперу показали в Алматы - Sputnik Казахстан
Режиссер-постановщик Алексей Смирнов

Директор театра Ая Калиева рассказала, что в Казахстане эта опера звучит впервые. Но и в странах СНГ она входит лишь в репертуар Мариинского театра.

Режиссер Большого театра Беларуси Михаил Пандживидзе, который был зрителем, восхитился смелостью алматинского ГАТОба.

"В СНГ мы больше показываем классику. Алматы продемонстрировал свою глубокую интегрированность в мировое оперное пространство, не побоялся ни экспериментов, ни сложности материала, ни необычности решения в наше тяжелейшее время, когда театр оказался в самом уязвимом положении. Полгода мы были лишены возможности видеть глаза зрителей. Я поздравляю театр, благодарю за смелость, продвинутость, некостность и интеллект", - поделился он.

Зрители сидели прямо на сцене

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель мог прикоснуться к атмосфере присутствия и сопереживания главной героине, а также прожить все моменты спектакля вместе с ней.

© Sputnik / Ольга ТонконогИммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки
Зрители на сцене и парящий оркестр: уникальную монооперу показали в Алматы - Sputnik Казахстан
Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки

"Драматургически опера построена от мрака к свету, хотя сюжет диктует обратное. Контраст ощущается с первых нот: беззаботная болтовня героини о школе, об уроках сопровождается сложным потоком звукового поля, символизирующего предвестника близкой трагедии. Композитору удалось с помощью музыкальной линии передать перепады в настроении подростка: от лирических чувств к озорству, от веселья к печали и трагедии" - пояснила Ая Калиева.

Артисты "Астана Балет" выступили под открытым небом в Нур-Султане – видео

В чем уникальность монооперы Смирнова

Спектакль начинается в комнате Анны Франк, а потом зритель вместе с артистами переходит в убежище за шкаф. Создатели пояснили, что это реплика того шкафа, за которым было настоящее убежище. Он отодвигался, и за ним была дверь.

"В первую очередь, это документальная опера. Это очень редкий жанр. Весь текст, который поется – это подлинные слова Анны Франк, только смонтированные композитором. Для нас важно было именно через документ рассказать эту сложную и неоднозначную историю", - говорит Алексей Смирнов.

Также режиссер решил ввести в монооперу еще одного персонажа — сестру Анны Франк - Марго.

"Это изначально была моя задумка. У композитора вся партитура написана для одного человека, одного голоса. Та компоновка, тот монтаж, их сделали специально для этого спектакля. Когда мы ввести дуэт, нужно было ввести зрителя в курс дела, мы показали фотографию, где Анна вместе с мамой, папой и сестрой", - пояснил он.

Больше не онлайн: как старейший театр в Нур-Султане открывал юбилейный сезон

Иллюзия парящего звучания музыки

В составе оркестра было всего 15 музыкантов. Причем они сидели не в оркестровой яме, а практически над сценой, создавая иллюзию парящего звучания музыки. Дирижером-постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров.

"Сама партитура написана для девяти инструментов — одна скрипка, одна виолончель, один контрабас и духовые инструменты — флейта, труба, кларнет, трамбон - и один человек — ударные. Чтобы мы не испытывали трудности, играя не в оркестровой яме, а на возвышенности, я решил сдвоить струнный состав и ударников, чтобы один человек на восемь инструментов не распылялся и не суетился. Партитура очень сложна языком. В спектакле одна-две основные темы. Остальная музыка идет спецэффектом. Она поддерживает текст и состояние", - говорит Ахмедьяров.

Ведущим солисткам оперной труппы Венере Алпысбаевой и Надие Наденовой удалось воссоздать среди черно-белых воспоминаний цветной образ Анны Франк, которая по сей день живет на страницах своего дневника. В этом им помогла необычная сценография художницы Елены Бодровой.

"В работе над этой постановкой было важно найти образ тех волнений и переживаний, которые происходили в душе девочки-подростка. Для меня как художника было важно найти решение и показать зрителю, как из маленького и личного вырастает большая трагедия. В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк. Поэтому в декорациях спектакля есть много тонких нюансов, которые очень символичны и важны для передачи образов и волнующих моментов, происходящих в душе у нашей героини", - сказала художник-постановщик Елена Бодрова.

Шпагат между комнатой и балконом и спектакли на кухне: как ГАТОБ жил на карантине

Спектакль поставили за 10 дней

Режиссер Алексей Смирнов добавил, что все декорации на сцене — это отражение документальных вещей.

"К примеру, домик, в который она играет на сцене — это подлинный разрез убежища, трех этажей, где жила ее семья. И там есть комната, в которой жила сама Анна, стол, за которым она писала свой дневник, ее кровать. В этом доме также жил Петер — ее юношеская любовь. На чердаке она проводила время, смотря на Амстердам через маленькое окно, которое нельзя было открывать, потому что они боялись себя выдавать. Три дома – это макеты подлинных домов, они до сих пор есть в Амстердаме, в них располагается музей Анны Франк", - рассказал режиссер-постановщик.

По словам Аи Калиевой, создателям монооперы пришлось работать в экстремальных условиях, у постановщиков спектакля было всего десять дней, чтобы составить спектакль и сделать декорации.

"Мы очень долго к этому шли. В ноябре съездили в Москву, с января приняли решение поставить оперу. Мы очень волновались, чтобы публика приняла, потому что это новый музыкальный язык. Изначально его хотели поставить к 9 мая и показывать на протяжении двух недель. Но из-за пандемии пришлось поменять планы", - поделилась Калиева.

Всего в 2020 году будет три показа этого спектакля, последний - в четверг, 15 октября. После этого монооперу планируется показать только в 2021-м.

Артистам подпевал весь зал: ГАТОБ с аншлагом открыл новый театральный сезон

Напомним, ГАТОБ открыл сезон в четверг, 8 октября. В связи с пандемией коронавируса театр ввел дополнительные правила посещения, которые предусматривают масочный режим, социальную дистанцию и новые условия рассадки в зрительном зале.

Лента новостей
0